Героиня нового романа Ирен Роздобудько "Дванадцять, або Виховання жінки в умовах, не придатних до життя" - писательница-украинка, известная на весь мир. Успешная, а тому же довольно молодая и весьма привлекательная женщина переживает серьезнейший психологический кризис.
Охота к перемене мест
В порыве "охоты к перемене мест" она переселяется из фешенебельных апартаментов в центре Киева в однокомнатное неухоженное захолустье спального микрорайона. В порыве "охоты к перемене статуса" она меняет маску звезды телевизионных ток-шоу, светских раутов и статусных фестивалей на тусклую личину посредственного психотерапевта, на полставки горбатящегося в государственной клинике для душевнобольных. Теперь вместо того, чтобы писать бестселлеры, по которым снимается голливудское кино, да общаться со знаменитостями, по которым сохнут девушки-подростки, она должна выслушивать длинные монологи своих двенадцати пациентов, давно уже записанных персоналом лечебницы в категорию неизлечимых сумасшедших.
Писатель-психотерапевт для анализа этих красочных, словно американское кино, текстов использует не только затертые фрейдистские клише, но и близкие себе методы литературной деконструкции. Она отыскивает в претенциозном трепе душевнобольных крупицы бесценного жизненного опыта и истинного знания. Впрочем, со временем читателю становится понятно: социальный эксперимент, в котором участвует героиня, оказывается в первую очередь экспериментом над ней. Чтобы вернуть писателя-звезду к активной творческой жизни, выдернув из болота депрессии, ее "старший товарищ" - миллионер по имени Витольд, бывший университетский преподаватель, опекавший девушку в детстве, - устраивает ее на экстравагантную социальную работу. Так история, которая начинается болезненной психологической драмой, исследующей глубины человеческого сознания в неуютных украинских реалиях, трансформируется в любовную историю. С элементами психологизма и толстым слоем шоколада романтики.
Удовлетворенная амбиция
Роман "Двенадцать", столь внезапно дрейфующий от пейзажа пусть и не социалистического, но все-таки реализма к бульварной лирике пузырьков шампанского, пожалуй, является наиболее амбициозным произведением украинской писательницы Ирен Роздобудько, издающейся в последние годы с феноменальной регулярностью.
Амбиция писателя прослеживается и в многословно-многозначительном программном названии - "Дванадцять, або Виховання жінки в умовах, не придатних до життя" (таков полный заголовок книги). И в эпиграфе, взятом из "Невыносимой легкости бытия" Милана Кундеры ("роман - это не исповедь автора, но исследование, что есть человеческая жизнь в ловушке, в которую превратился мир"), книги, которая с непревзойденной силой скальпирует отношения между людьми и человека с социальной жизнью.
Наконец, она полноценно проявляется в достаточно сложной по замыслу структуре произведения. Двенадцать монологов душевнобольных, каждый из которых пытается выделиться особой интонацией, объединены голосом главной героини, занимающейся своеобразным депрессивным психотренингом, и оттенены рассказом ее возлюбленного-учителя (который изливает душу психиатру).
Ангелы и демоны сознания
Подобное многоголосие требует филигранного исполнения, пристального внимания к деталям, создающим неповторимый космос человеческой речи. Впрочем, как раз эти детали Ирен Роздобудько зачастую приносит в жертву флеру романтизма, создающему общее - весьма легкое - настроение книги.
Это приводит к неожиданным последствиям: четырнадцать голосов сливаются в один. Героиня романа, возможно, против воли автора, приобретает статус своеобразного "коллективного бессознательного". Пациенты, любимый, главврач-психиатр, случайные пассажиры маршрутки - все они оказываются не более чем функциями ее воспаленного мозга, превращаясь в порождения больной фантазии.
Автор характеризует жанр "Двенадцати" как "роман-аллюзию", литературу, которая через метафору раскрывает сложность человеческой жизни в предоставленных обстоятельствах. Пожалуй, для книги лучше подошел бы титул "роман-иллюзия": Ирен Роздобудько говорит не о мире - об ангелах и демонах сознания.