Книга Тараса Прохасько "З цього можна зробити кілька оповідань" сходу интригует читателя рентгенограммой человеческого черепа, размещенной на обложке. Впрочем, намек издательства "Лилея - НВ", столь своеобразно "украсившего" новое произведение автора из Ивано-Франковска, кажется вполне дельным и справедливым после ознакомления с книгой. Рентгеновский снимок, втиснутый на обложку, по сути, является предельно точной и лаконичной рецензией нового сборника Прохасько.
Обрывки авторского сознания
"Из этого можно сделать несколько рассказов" - самое откровенное произведение писателя. Не только на уровне сюжета, который колышет колосьями семейных преданий и автобиографическими воспоминаниями, но и с точки зрения наглядности использования литературного стиля, демонстрации читателю тех приемов, которые создают авторскую интонацию, рождают интригу и формируют желание чтения. Парадокс повести заключается в том, что эффект магнетической заинтересованности текстом возникает вопреки логике создания качественного художественного произведения. Автор - на своем финальном, редакторском, уровне - не удосуживается сгладить шероховатости, образованные на теле его истории: упростить длинноты одних эпизодов, пригасить чрезмерную интимность других, подбодрить излишнюю банальность третьих. В конце концов, постараться связать разнородные басни из семейного архива и своего (солдатского, барменского, писательского, природоохранного, патриотического) опыта не только белыми нитками абзацев. При чтении "Из этого можно сделать несколько рассказов" не раз ощущаешь, как определенные слова заговорщицки подмигивают тебе, намекая на приближение к очередному обрыву авторского сознания.
Порой манера Тараса Прохасько скакать во времени (весь ХХ век), пространстве (СССР и ближнее зарубежье) и авторской интонации (от трагедии к анекдоту и наоборот) немного раздражает. Однако, по мере того, как история, поднимаясь по извилинам памяти, словно по спиралям времени, продолжает повторять все те же приемы, понимаешь, что совсем не недобросовестность толкает автора на подобную художественную авантюру, но сознательная попытка приблизить читателя к своему внутреннему миру. Прохасько задумывается над феноменом памяти, в которой фотография отцовской смерти соседствует со школьным анекдотом, армейская дедовщина со вкусом грейпфрута, вынужденное участие деда в мировой войне на стороне немецких войск - с лечением от гепатита.
Несерьезный заголовок
Повесть "Из этого можно сделать несколько рассказов" дополнена своеобразной дешифровальной машинкой - несколькими эссе позволяющими лучше постичь особенности авторского стиля. Короткие истории собраны под шапкой общего заглавия "Как я перестал быть писателем". Пожалуй, заголовок - то единственное, чего не следует воспринимать у Прохасько всерьез. Писателем перестаешь быть тогда, когда перестаешь помнить и задумываться над своим прошлым, - ей-богу, ему это не грозит.