В Москве открылась выставка "Неаполитанские образы Якоба Филиппа Хаккерта" - живопись художника, ради которого взорвали корабль на рейде.
Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807) - художник невеликого дарования, но исключительно удачной судьбы. Его картины были в буквальном смысле бестселлерами конца XVIII века. Родившись в Германии, он в молодости примкнул к обширной немецкой художественной колонии в Риме и остался в Италии навсегда. Его возвышение началось с заказа, поступившего от Екатерины II - увековечить победу русского флота над турецким в Чесменской битве (1770 г.); сейчас серия из 12 картин находится в отдельном зале Петергофского дворца.
Рассказывают, что командовавшие русской эскадрой граф Орлов и адмирал Грейг пришли в ужас от того, насколько неправдоподобно Хаккерт изобразил взрыв на корабле на преподнесенной им картине.
И по велению императрицы они взорвали на рейде Ливорно настоящий корабль - акт, напомнивший Европе о русской военной мощи и одновременно резко поднявший котировки Хаккерта.
На него сыплются заказы многочисленных монархов и аристократов (в том числе и русских, например, Юсупова и Разумовского), и в конце концов мы видим его в Неаполе в качестве придворного живописца.
Именно в этом качестве он написал около трех десятков картин - они не представляют собой единой серии, скорее, несколько групп, - с исчерпывающей топографической точностью изображающих уголки Неаполитанского королевства. Главное достоинство работ немецкого мастера скорее историко-документальное, нежели художественное. Король Фердинанд IV посылал Хаккерта на специальном кораблике в сопровождении вооруженной команды в самые разные части своего королевства; напомним, что в то время это было самое обширное (и далеко не безопасное) государство Италии, в которое входили все земли полуострова к востоку и югу от Рима, а также Сицилия.
Художник с немецкой педантичностью воспроизводил прекрасные виды апулийских крепостей и сицилийских гаваней, скал Калабрии и бухт Кампаньи, осуществляя тем самым столь важную для государей эпохи просвещения функцию собирания, описания и систематизации собственной страны.
Картины Хаккерта писались для колоссального даже по европейским масштабам дворца - La Reggia (Королевского), который Фердинанд IV возводит в Казерте, у подножия Везувия. Интересно, что дворец, так же как и Хаккерт, связан с Россией - в работе над его проектами принимал участие Антонио Ринальди, ставший затем одним из лучших архитекторов Петербурга. Сейчас в Москву приехали семь работ из коллекции La Reggia.
Точность, аккуратность, верность натуре - вот что больше всего подкупало заказчиков два столетия назад, подкупает и сейчас кураторов выставки (в экспликациях), высокопоставленных особ, посетивших ее открытие (в их речах). Плюс красота самого объекта изображения - художник удачно передает прозрачность воздуха, насыщенные южные краски. Хаккерта нельзя назвать хорошим мастером, у него немало ошибок в перспективе, его фигурки однотипны и словно вырезаны из картона - сравните хотя бы со схваченными одним мазком, полными жизни персонажами его современника Франческо Гварди. Однако уровень живописи того времени был в целом столь высок, что даже полностью лишенные художественного дарования умельцы способны очаровывать и порадовать современного (и не только) зрителя.
Творчество Хаккерта - северянина, истосковавшегося по южному солнцу, скромного наследника итальянизирующих голландцев, - показательный пример среднего уровня той эпохи европейского искусства, когда не было плохого качества и плохих художников.
Это фон, ковер, покрывавший стены королевских залов, живописная среда красивой и утонченной жизни. В нем нет ни серьёзных тем, ни блестящего мастерства, ни живого вдохновения - и это на выставке в ГМИИ чувствуется особенно остро, ибо ее организаторы опрометчиво «поселили» Хаккерта по соседству с Рембрандтом и его учениками.
Хаккерт - искусство простое и понятное, качественный салон, столь востребованный современным обществом потребления, образец культурной середины. Хочется надеяться, что вслед за ним в Москву из южной Италии потянутся и настоящие мастера.