В субботу в Колонном зале имени Лысенко Национальной филармонии открылся один из крупнейших международных музыкальных фестивалей в Украине - "Киев Музик Фест". На семнадцатом году существования он сменил руководство, но мало изменился по сути. О творческих проблемах организаторы по-прежнему предпочитают молчать, заговаривая публику и журналистов перебоями в финансировании и преимуществами бесплатного входа на концерты.
В 1990 году, в преддверии украинской независимости, "Киев Музик Фест" воспринимался как мощный ураган, принесший в Киев новую музыку, новых исполнителей и новую систему существования музыкальной культуры. В процессе его реализации учились все: команда первого директора "Киев Музик Феста" композитора Ивана Карабица - организовывать и руководить, а сотни слушателей - понимать и принимать. Тогда же сложилась не претендующая на оригинальность концепция фестиваля - современная украинская музыка в мировом контексте.
В нынешнем году, с приходом к руководству "Киев Музик Фестом" композиторов Евгения Станковича (председатель оргкомитета), Мирослава Скорика (художественный руководитель), а также сменившего Ольгу Голынскую на посту директора Центра музыкальной информации композитора Ивана Небесного, фестиваль планировали сократить до нескольких дней, тем самым облегчив Министерству культуры и туризма его финансирование. Но несмотря на жесткую ревизию, в программе семнадцатого "Феста" все осталось на своих местах: семь симфонических, четырнадцать камерных, шесть хоровых и несколько сольных концертов, научная конференция "Украинская музыка 20-х годов ХХ века", 135 имен украинских композиторов и более 70 - зарубежных. И в семнадцатый раз, также по традиции, фестиваль мог не состояться: приказ о его финансировании был подписан только в день открытия, арендованные для концертов залы до сих пор не оплачены, а гостей оргкомитет расселял за собственные деньги.
В выступлении замминистра культуры и туризма Ольги Шокало-Бенч на открытии нынешнего фестиваля было два неожиданных мотива. Во-первых, госпожа Шокало-Бенч настоятельно попросила не отзываться плохо о ее ведомстве, особенно в зарубежной прессе, а одному из провинившихся журналистов напомнила, что именно Минкульт в прошлом году профинансировал его личный проект. Во-вторых, рассказала, что в прошлом году министерство выделило 9 миллионов гривен на нотное издательство, но из-за отсутствия заказов деньги были возвращены государству. Нынешний же год может повторить прошлый.
В первый день фестиваля деньги, политика и недоразумения едва не заслонили саму музыку. Впрочем, на субботних концертах в Михайловском соборе и Колонном зале Национальной филармонии мало кто заметил, что волынский камерный хор "Оранта" под руководством Василия Мойсенюка и детско-юношеский хор "Видлуння" из Дрогобыча (дирижер - Надежда Бунь) пели старинную и современную духовную музыку после бессонной ночи, проведенной в дороге (гостиница для хора - это фантастика). Организаторам пришлось оправдываться и за поддержку российско-американской программы открытия главного украинского музыкального фестиваля посольством США. Тем не менее настолько удачного начала "Киев Музик Феста" уже давно не было.
На открытии фестиваля в рамках "Парада концертов" в сопровождении симфонического оркестра Национальной филармонии (дирижировал Николай Дядюра) прозвучали Первые виолончельный и фортепианный концерты Дмитрия Шостаковича (очередная дань 100-летию композитора), Концерт для скрипки с оркестром американского классика ХХ века Сэмюэла Барбера и Концерт для фортепиано с оркестром сорокалетнего американца Эдварда Гарта. Но парад солистов затмил "Парад концертов". Как и композитор Эдвард Гард, все четверо выступивших на открытии - скрипачка Ли Чин Сиоу, виолончелистка Наталья Хома, а также пианисты Владимир Винницкий и Энрике Граф - преподают в Высшей музыкальной школе Чарльстона (Южная Каролина). Интересно, что госпожа Хома и господин Винницкий - бывшие львовяне.