Третий фестиваль "Азия-Кино" в этом году был полностью посвящен кинематографу Страны восходящего солнца, став составляющей Месяца культуры Японии в Украине.
Программа "Азия-Кино 2006. Японский фокус" состоит из четырех полнометражных картин - трех игровых и одной анимационной. Фестиваль стартовал с показов в столичном кинотеатре "Украина" 5-9 октября и продлится в крупнейших городах страны до 15 ноября.
Колорит Страны восходящего солнца был ощутим уже в фойе "Украины", где желающим рисовали на специальных бланках иероглифы в технике японской каллиграфии (искусство "сёдо" - "путь кисти").
Фильм открытия "Такешиз"/"500 процентов Китано" (2005) заставил вспомнить известную истину: в отличие от жанрового продукта творчество режиссера-художника - всегда эволюция, где каждый фильм - этап. В этот раз культовый Такеши Китано сделал фильм, совершенно непохожий на предыдущие его работы. Здесь он играет "раздвоенного" самого себя: успешного киноактера (героя фильмов о якудза - "якудза-эйга") по имени Бит Такеши (псевдоним, под которым сам Такеши Китано обычно появляется в титрах своих фильмов) и его двойника-неудачника Китано, сочетающего работу в магазинчике с безуспешными актерскими пробами.
Два образа взаимодействуют в широком диапазоне - от комичных недоразумений до глубоких метафоричных параллелей. Китано всего-навсего размыл точки перехода, всласть наигравшись с избитыми темами "раздвоения личности" и "самоанализа". Очевидно, как и в любом творческом отражении души, здесь есть и рефлексия, и автобиографические мотивы, и даже ироничное сведение счетов с навязчивыми кинообразами, расстреливаемыми в фильме пачками, как в навязчивом сне. Именно поэтому для неподготовленного зрителя фильм рискует рассыпаться на отдельные фрагменты - смешные и не очень.
Посему при просмотре "Такешиз" скорее нужно не вникать в сюжет, а расслабить восприятие: фильм ориентирован на ассоциативность и раскованность впечатлений, а не на логику развития событий. Если строго следить за фабулой и сюжетом, может обнаружиться, что и сам режиссер не стремился к выверенной смене внутреннего и внешнего миров. Ведь Китано, в отличие от многих других представителей арт-хауза, сосредотачивает внимание не на гражданском звучании, а на сфере эмоциональной, на выразительности кинопоэтики.
Примечательно, что почти вся программа "Японского фокуса" так или иначе вращалась вокруг фантазии или фантастики - будь то смещения выдумки и реальности в "Такешиз", либо символический мир эпоса-фэнтези в "Шиноби", либо мир снов в полнометражном аниме "Паприка". Лишь "Скрытый клинок" (2004) Йодзи Ямадо с твердостью самурайской стали противостоял общей тенденции посредством своей естественной жизненной драматичности.
"Шиноби" (2005) Тена Шимоямы - своеобразный сиквел "Крадущегося тигра, затаившегося дракона" и "Героя" Энга Ли: фантастические поединки-полеты и светящиеся недобрым огнем глаза уже давно стали отличительной чертой восточных боевиков, балансирующих на грани эпоса-фэнтези. Применительно к японскому кино - это формальное обновление традиционного жанра кэнгэки, близкого европейскому фильму "плаща и шпаги".
Действие "Шиноби" происходит в Японии XVII века. Юноша и девушка, солдаты двух враждующих кланов "воинов тьмы", полюбили друг друга. Но, несмотря на внешнее сходство с бессмертной историей Ромео и Джульетты, фильм посвящен все же иной проблематике. Впрочем, адаптация бессмертного сюжета все же имеет место быть - в "Шиноби" противостояние кланов прекратилось совсем по Шекспиру: "вражда отцов с их смертью умерла".
"Шиноби" повествует о мистических "воинах тьмы", а "Скрытый клинок" - о вполне реальных самураях. Эти два типа воинов - шпионы и благородные мастера клинка - всегда были полюсами. Но и другая черта сближает оба фильма: драмы людских судеб, рождаемые сменой эпох - тема универсальная по своей сути.
Но наибольшую символичность она приобретает на японском материале кодексов и догматов морали философии искусства воинского служения: "Мы - оружие, какой в нас толк, если мы никому не служим?" Или "Жизнь изменилась, но не звезды, под которыми мы родились". И в "Скрытом клинке", где герои, в отличие от "Шиноби", лишены фантастических свойств и порой забавны, наивны (но часто и трагичны), эти догматы находят по-настоящему глубокое психологическое воплощение.
Полнометражная аниме-картина "Паприка" (2006) Кона Сатоши - своеобразный фантастический детектив, в центре интриги которого - похищение из научной лаборатории "машины снов". После фестивального показа "Паприка" сразу же вышла в прокат в столичном "Жовтне" (что лишний раз доказывает факт неугасимой зрительской любви к японской анимации).
Тем не менее, несмотря на очевидную заинтересованность, для европейцев парадокс японской культуры заключается в том, что она никогда не становится ближе - ее загадка для нашего ума оказывается лишь чуть более зримой. Мы просто вживаемся в созданный на экране мир и верим на слово, к примеру, в то, что мучительная процедура харакири является желанной альтернативой бесчестию, а в пуле английского пехотного ружья заключен этический парадокс, непостижимый для всей философии искусства боя... Да, и еще один момент: Япония была и остается страной консервативных традиций. Но их колорит всегда подается с достоинством, не трансформируясь в стилизованный фольклорный лубок. Согласитесь - есть чему поучиться...
Георгий Черков, "CN-Столичные новости"