Герои полотен Веласкеса - вельможи двора испанского короля Филиппа IV
В лондонской Национальной галерее, что на Трафальгарской площади, открылась крупнейшая в истории выставка одного из самых удивительных испанских художников - Диего Веласкеса.
На выставке - около полусотни работ придворного живописца XVII века - больше половины всех его работ, дошедших до нас.
Диего Родригез де Сильва Веласкес родился в Севилье, в Испании в самом конце XVI века. Именно его портреты определяют в основном наши представления о величии двора испанского короля Филиппа IV. Но даже в его наиболее формальных, парадных портретах всегда остается место для личного взгляда художника.
Выставка в Национальной галерее - редкая возможность увидеть вместе его великие полотна, большинство из которых хранятся в Мадриде.
Ему удалось передать каждодневную жизнь монаршего окружения, тонкие нюансы положения придворных и их взаимоотношений между собой
Доусон Карр, куратор выставки
Веласкеса часто называют художником для художников.
Почему, объясняет куратор выставки и отдела испанской живописи Национально Галереи Доусон Карр: "Он заслужил это прозвище за свою способность видеть и воспроизводить мир вокруг него, игру света на различных формах и материалах. Причем, он, скорее, не повторяет формы и орнаменты, а предлагает их увидеть зрителю. Это почти импрессионистская манера".
"Имиджмейкер"
Веласкеса принято считать придворным портретистом. Но достаточно окинуть выставку взглядом, чтоб понять, что придворными потретами он не ограничивался.
"Венера с зеркалом" не похожа на придворные полотна Веласкеса
"При дворе короля Филиппа Четвертого он стал, как мы бы сказали сегодня, имиджмейкером, - рассказывает Карр. - И его придворные портреты и есть основа его наследия. Но он был очень амбициозным художником. Он успешно пробовал себя и в жанровой живописи, и в библейских или античных сюжетах".
"Но что касается двора, то ему удалось передать каждодневную жизнь монаршего окружения, тонкие нюансы положения придворных и их взаимоотношений между собой", - добавляет куратор.
Почти никто из тех, кого писал Веласкес, не выглядит счастливым. Они все в глубокой меланхолии. Это что, часть придворного этикета?
"Да. Они выглядят отстраненными от рутины жизни, им не положено выказывать свои эмоции. Но ему все же удается передать многие личностные качества своих моделей, которые нам не составляет труда увидеть спустя 400 лет", - объясняет Карр.
Красота "Венеры"
Помимо придворных портретов, на выставке есть и одна нетипичная, но чуть ли не самая знаменитая картина Веласкеса- "Венера с зеркалом".
Удивительно, как совсем простой техникой мазка ему удалось передать то, чего от него не ждали в придворных портретах - прелесть и нежность человеческой кожи, светящуюся красоту женского тела.