Титул "премьер-министра" детектива был присвоен ему собратьями по перу, так как "королевой" единогласно признавалась Агата Кристи. Занятно, что английским премьером стал американец. Карр прочно вписался в английскую детективную традицию - и сюжетами, и манерой повествования.
Популярность его произведений значительно потускнела с появлением "hard-boiled" романов Хэммета и Чэндлера. Вместо привычного для классического детектива места действия (замок, загородное поместье) и абсолютно неправдоподобных сюжетов и условных персонажей появились лихие циничные парни, перестрелки и бытовые реалии, знакомые каждому читателю. Дальше - больше. Когда и этот жанр стал мало-помалу сходить на нет, возникли боевики, основной упор в которых делается на экшен.
Калейдоскоп жанра
Казалось бы, развитие жанра должно идти в направлении все большего приближения к реальности. Но, как это ни парадоксально, степень условности в боевиках на порядок превышает классические детективы.
По закону спирального развития вновь возникает интерес к архаичному детективу. Романы Карра снова популярны, и сегодняшний читатель ценит в них прежде всего математическую выстроенность интриги.
Родители Карра прочили ему юридическую карьеру. Будущий писатель уезжает в Париж, где без вдохновения учится в Сорбонне. Его прельщает журналистика, он редактирует университетский журнал, где печатает свои первые рассказы. Там же написан первый роман, "Блуждающие в ночи". Карр переезжает в Лондон и становится профессиональным писателем. Слишком, может быть, профессиональным.
Издатель не успевал за его темпами - в среднем три романа в год. Карр, как ласковый и чрезмерно продуктивный теленок, находит вторую "матку", другого издателя, и публикуется у него под псевдонимом. Теперь он может писать сколько его душе угодно - иногда по шесть романов в год! Общее число его романов перевалило за 70.
Карр пишет "сериалами", неустанно создавая циклы романов со сквозными главными героями-сыщиками. Это вполне в традиции детективной литературы, но Джон Диксон Карр применяет весьма неординарный прием.
Части популярности
Детектив по определению - игра с читателем. Есть загадка, есть улики, они нам предъявлены, но мы не можем их опознать именно как улики. Читатель обладает всей полнотой информации, но не может ее должным образом структурировать. В этом есть что-то фрейдистское - знать, но не быть в состоянии истолковать.
Карр идет гораздо дальше, насыщая детективное повествование игровой стихией выше дозволенного, что и роднит его с современными литературными играми.
Во-первых, главные герои его сериалов. Карр тщательно списывал их с известных людей.
Доктор Гидеон Фелл, по его признанию, "двойник" знаменитого английского писателя Гилберта Кита Честертона. Генри Мерривел, другой сыщик, который все время торопится на заседание палаты лордов и по ходу расследования занят еще и глобальными политическими проблемами, - портрет, весьма похожий, сэра Уинстона Черчилля. Чтобы понять себе, какой эффект это производило на современников, представьте себе сериал детективов Марининой, где главный герой - копия Фрадкова или Солженицына.
Во-вторых, Карр играл с читателем, выходя за границы собственно текста, что вполне характерно для модернистской литературы, но никак не для строгого детективного жанра.
В романе "Читатель предупрежден" время от времени встречаем выделенные курсивом обращения напрямую к читателю, в которых автор советует обратить внимание на те или иные обстоятельства развития сюжета. А роман "Человек-призрак" содержит весьма обширное рассуждение героя о типологии "запертых комнат", характерном мотиве для классического детектива.
В-третьих, и это тоже формально роднит Карра с модернистскими играми, он с удовольствием "пасся на чужих лугах".
Вместе с сыном Конан Дойла Карр создал "ненаписанные" автором приключений Шерлока Холмса эпизоды. Он поступил вполне честно - в произведениях Конан Дойла время от времени встречаются упоминания о каких-либо делах, которые вел Холмс, вот Карр и решил заполнить эти лакуны, создав цикл "Подвиги Шерлока Холмса".
Наконец, в последний период, Карр создал несколько исторических детективных романов, в которых действовали реальные персонажи. Наверное, именно эти отличительные особенности его произведений и обеспечили ему столь долгую популярность. Чтобы стать классиком жанра, нужно чуть-чуть перейти за его границы...