В Киеве открылся фестиваль документального кино "Глобализация", организованный компанией "Док-Майдан". Главным событием фестиваля, который продлится до 20 декабря, стал показ политической комедии "The Yes Men", герои которой с помощью юмора и всевозможных средств массовой дезинформации выставляют на посмешище мир рыночных отношений.
Фильм "The Yes Men" (режиссеры Крис Смит, Дан Олман и Сара Прайс; США), заявленный организаторами как хедлайнер фестиваля, был снят в 2004 году, однако идея его родилась несколько раньше. В 1999 году двое американских разгильдяев, Энди Бикльбаум и Майк Бонанно, создали в интернете сайт gatt.org - ложный двойник сайта Всемирной торговой организации. Внешне сайт (который, кстати, существует по сей день) выглядит вполне правдоподобно: эмблема ВТО, обращение генерального директора, сводки макроэкономических новостей, специфический официозный слог. Однако за солидными заголовками скрывается совершенно противоположное содержание: убийственная статистика бедности и экономического неравенства в мире, резкая критика главных игроков глобального рынка. Как это ни смешно, но множество посетителей сайта действительно приняли gatt.org за официальный сайт ВТО. Еще смешнее то, что в числе купившихся оказались представители крупных торговых и промышленных организаций.
Через некоторое время Майк и Энди, ставшие главными героями ленты "The Yes Men", стали получать приглашения на международные съезды, конференции и интервью на телеканалах. Одной из самых нашумевших акций стало их интервью на "Би-Би-Си", в котором Майк выдал себя за пресс-секретаря химического концерна Dow Chemical, ответственного за крупнейшую индустриальную катастрофу, произошедшую в индийском городе Бопал. В прямой трансляции по телеканалу он объявил, что компания наконец-то решила возместить ущерб пострадавшим и выплатить им несколько десятков миллионов долларов. Когда новость разошлась со скоростью света и все СМИ трубили об этом в полный голос, концерн Dow Chemical через своего представителя - на сей раз настоящего - опроверг предыдущее сообщение, тем самым выставив себя на всеобщее посмешище.
Провокации шутников-антиглобалистов и хроника их экстравагантных перформансов и легли в основу фильма "The Yes Men". Закадровый текст прерывается короткими интервью с политиками, бизнесменами и другими невольными жертвами розыгрышей Майка и Энди. Не призывая к политическим действиям и социальному переустройству, The Yes Men подрывают устоявшуюся общественно-политическую логику, разрушают границы представлений общества о себе и своем порядке, причем делают это c огромным артистизмом.
Например, один из самых эффектных моментов киноленты - выступление The Yes Men на международном форуме производителей текстиля в Тампере, где они продемонстрировали "новое технологическое решение", позволяющее менеджерам западных компаний круглосуточно контролировать труд наемных сборщиков хлопка на полях в Китае. Прямо на глазах у удивленной публики Энди сорвал с себя деловой костюм, под которым оказалось позолоченное обтягивающее трико с золоченым надувным фаллосом длиной в метр, представленное боссам текстильной индустрии как "костюм менеджера на отдыхе". "Вот инструмент,- объяснил Энди, потрясая гигантским членом,- с помощью которого менеджер должен круглосуточно контролировать рабочих". К удивлению хулиганов, аудитория встретила такое предложение аплодисментами, а председатель конференции поблагодарил "представителя ВТО" за содержательное выступление и предложил занять место в президиуме. Своими дерзкими выходками The Yes Men доказывают: достаточно иметь деловой вид и уверенность в том, что говоришь,- и все сойдет с рук, какими бы абсурдными ни были слова и поступки.
"Нужно быть готовым к тому, чтобы сразиться с системой с помощью юмора,- призывают герои фильма.- Если вам надоело быть оловянным солдатиком общества потребления, где все пляшут под дудку коммерческих гигантов, значит, вы уже созрели для статуса The Yes Men". Вполне возможно, что это действительно так: из кинозала зрители выходили с лицами, полными решимости.