Спектакль "Оркестр" редко ставится в театрах, потому что пьеса одноактная и потому что ее персонажи - оркестранты - вживую исполняют на сцене музыку. Скорее это прекрасный материал для кинематографа (вспомним великий феллиниевский одноименный фильм) или для кукольного театра (а тут - "Необыкновенный концерт" Сергея Образцова).
Действие пьесы происходит в режиме реального времени. Маленький оркестр, состоящий преимущественно из женщин и управляемый деспотичной мадам Ортанс, дает концерт в кафе какого-то курортного городка. В перерывах между номерами, когда публика погружается в застольные беседы и выпивку, у оркестра идет своя, не заметная для взгляда обывателя жизнь. В процессе концерта шесть женщин и пианист выясняют свои весьма непростые отношения, соревнуясь попеременно в цинизме и сентиментальности. В результате чего "виолончель" стреляется в туалете.
"Оркестр" Ануя действительно можно ставить и как трагифарс, и как драму. В нем очень много юмора, причем по природе своей весьма специфического. Если рассматривать грани французского юмора, то в этой пьесе скорее предполагается ирония Жана Жене, чем гэги Пьера Ришара или Луи де Фюнеса. Особая ирония как раз и заключается в том, что действие происходит на курорте, где лечат запоры и последствия переедания.
Поставил спектакль режиссер Игорь Славинский, который, между прочим, в Театре на Подоле играет "Контрабас" Патрика Зюскинда. Так что музыкальная тема (как и музыкальное образование его взрослого сына, помогающего отцу в "Контрабасе" игрой на контрабасе) Славинскому не чужды.
Нужно сказать, что играют в этом спектакле студенты - будущие выпускники четвертого курса театрального университета, руководимого известным педагогом Николаем Рушковским. Играют пока что очень робко и неумело. Характеры и характерность их героев не даются ребятам - и это очень частое явление в студенческих спектаклях. Их ослепительная юность и свежесть жутко контрастируют с персонажами Ануя, пережившими войну и видавшими виды в этой жизни, и, помноженные на неопытность, кажется, становятся непреодолимым препятствием. И в то же время и огромным очарованием этого "Оркестра".
Но главным его достоинством стал режиссерский ход Игоря Славинского. В его "Оркестре" - артисты "играют" на воображаемых инструментах. И как "играют"! Соблюдая все правила постановки рук, пальцев и всевозможных похлопываний по струнам виолончели и контрабаса.
Хотя в целом, используя эвфемизм, можно заметить, что у Николая Рушковского бывали курсы и поинтересней.