Во Флоренции закрыли галерею Уффици. Началась реконструкция знаменитого музея, задуманная еще десять лет назад. Когда в центре не привыкшей к подобным зрелищам Флоренции появились два высоченных крана, дискуссии вокруг проекта вспыхнули с новой силой.
Галерея Уффици - очень неудобный музей. Во-первых, это и не музей вовсе - здание построенной в 1560 году Джорджо Вазари "канцелярии" семейства Медичи куда лучше приспособлено для хранения архивов, чем для ежедневного посещения тысячами людей. На сегодняшний день эта цифра достигла семи тысяч человек в день, но, судя по многочасовым очередям у входа и крайней желательности предварительного бронирования, тенденция к росту велика. Во-вторых, даже если бы вдруг поток туристов схлынул, оставшимся любителям искусства увидеть великие творения Боттичелли, Леонардо или Микеланджело тоже было бы не так уж просто. В музее мало места, полотна теснятся на стенах, так же как теснятся пришедшие посмотреть на них люди. Избалованному огромными музейными пространствами ХХ века зрителю возможности отойти на несколько шагов и смотреть на картину издалека нет.
Первые шаги к очеловечиванию Уффици были сделаны 30 лет назад: тогда были освобождены от архивов два первых этажа галереи. Десять лет назад был разработан куда более глобальный план реконструкции - с оформлением нового входа в музей, расширением экспозиционных площадей почти вдвое (с 8 тысяч кв. м до 13 тысяч кв. м), пристройкой двух лестниц, лифтов, оборудованием ресторанов, кафе, гардеробов. Однако этот план был заморожен администрацией Сильвио Берлускони.
С падением Берлускони проект реконструкции Уффици вынули из-под сукна. Цена вопроса - 50 миллионов евро. Здание уже обнесено забором и затянуто сеткой. Однако дискуссии вокруг корректности проекта возобновились с новой силой. Претензии туманны, риторика - тоже: "мы должны быть осторожны", "мы должны уважать историю", "нельзя спрятать Флоренцию под стеклянную крышу", говорит бывший директор Уффици Аннамария Петриоли Тофани. Ей вторит сиенский археолог, который обеспокоен тем, что реконструкция может задеть находящиеся под частью галереи остатки церкви Сан-Пьер-Скераджо, освященной именами проповедовавших там Данте и Боккаччо.
Стенания эти все больше в воздух - проект и не предполагает залезать на территории священных руин, не планируется никакой стеклянной крыши, все и так трепещут от прикосновения к стенам Уффици. Это не первый музей в сегодняшней Европе, терпящий значительную реконструкцию, и уж точно этот проект - один из самых щадящих. Никто не покушается на целостность экспонирования уникальных частей собрания (например, Портретной галереи Уффици), никто не превращает исторические интерьеры библиотеки в интернет-зал (как это делают в Рийксмузеуме в Амстердаме), никто (по крайней мере, пока) не уничтожает оригинальные интерьеры (как это произошло с Альбертиной в Вене). Уффици закрылась на пять лет - срок немаленький для страждущих туристов, но не такой большой, чтобы нарушить свои же планы. Должно же хоть одному музею повезти.