В понедельник в Колонном зале имени Лысенко Национальной филармонии в рамках цикла "Вечера украинской музыки: наследие и современность" состоялся концерт старейшего из отечественных камерных ансамблей - Струнного квартета имени Лысенко. Ни равномерного качества, ни чистоты жанра "национального концерта" корифеям достичь не удалось: крайне неудачное первое отделение соседствовало с блестящим вторым, а музыка Николая Лысенко и Мирослава Скорика - с произведениями русских классиков Александра Бородина и Дмитрия Шостаковича.
В своем филармоническом концерте ансамбль планировал представить программу современной украинской музыки, написанной специально для квартета и ему же посвященной. Однако непредвиденные гастроли одного из участников ансамбля, альтиста Сергея Романского (он также играет в оркестре Национальной оперы, которая в эти дни находится в гастрольном турне), спровоцировали радикальные изменения в программе концерта. Сергея Романского заменил один из лучших киевских альтистов Александр Лагоша, а из современной украинской музыки в программе остался только "Диптих" Мирослава Скорика (его дополнили Второй квартет Александра Бородина, Третий квартет Дмитрия Шостаковича и Квартет Николая Лысенко). В итоге концерт не только вписался в филармонический цикл "Вечера украинской музыки: наследие и современность", но и стал одним из центральных событий проходящего сейчас в Киеве (в основном на периферийных концертных площадках вроде Дома учителя или музеев изобразительных искусств) Всеукраинского музыкального фестиваля "Лысенковская весна", посвященного 165-летию со дня рождения основателя украинской композиторской школы Николая Лысенко.
Окончательно запутавшиеся в "условиях игры" слушатели просто проигнорировали вечер. Впрочем, разочарование оказалось взаимным: количество публики совершенно расслабило музыкантов, а их игра в первом отделении ввела в полное недоумение те полсотни слушателей, которые все-таки пришли на концерт. И проблема была отнюдь не в замене одного из музыкантов: альт Александра Лагоши звучал отлично, но квартет в целом играл вяло и нестройно.
Концерт начался с Квартета ре минор Николая Лысенко, в честь которого и был назван ансамбль. Между тем созданное в год окончания Лейпцигской консерватории произведение трудно назвать сочинением зрелого мастера (в 1869 году Лысенко исполнилось 27 лет), а главное его достоинство - бережно сохраненный колорит несколько раз использованных композитором украинских народных мелодий. Если в Квартете ре минор ведущую роль играла первая скрипка Анатолия Баженова, то за неуспех Второго квартета Александра Бородина поровну ответственны все - Анатолий Баженов, Олег Серединский, Александр Лагоша и Иван Кучер.
Однако с началом второго отделения квартет зазвучал совсем иначе - ярко, точно и темпераментно. Трудно сказать, что "лысенковцам" удалось лучше - "Диптих" Мирослава Скорика, во второй части смело исследующий джазовые сферы, или же острый, местами трагический сарказм Третьего квартета Шостаковича (написан в 1946 году).
После нынешнего концерта говорить о пошатнувшейся репутации квартета имени Лысенко все же не стоит - ансамбль, к счастью, в своем основном репертуаре остается на высоте. А вот о том, почему романтическая музыка XIX века постепенно уходит в подполье актуального искусства, задуматься и правда не помешает - спасибо "лысенковцам" за констатацию факта.