Вчера в киевском Доме художника сразу тремя масштабными проектами стартовал Месяц фотографии "Фотобиеннале-2007".
Месяц фотографии в Киеве (в обиходе - Киевскую фотобиеннале) проводят уже в третий раз. Уложиться в рамки месяца организаторам не удается давно - в этом году даже при исключительно плотном графике около полусотни выставок и акций, запланированных в рамках биеннале, будут сменять друг друга почти до конца июня.
Тематически пестроту программы на этот раз попытались упорядочить по гендерному принципу. Почти половина всех заявленных проектов попадает в раздел, который организаторы озаглавили "Фотография по-женски". Уравновесить женский взгляд на мир должны будут не просто мужчины-фотографы, а "Персоны" - так звучит название еще одной части программы.
Хотя единственная выставка, где организаторы попали в десятку с обеими темами,- серия "Портреты художников" француженки Дениз Коломб, давшая официальный старт фестивалю. Еще несколько лет назад в Париж на встречу с великой Коломб специально ездили историки и журналисты: она была одной из немногих, доживших до нового тысячелетия, кто водил дружбу с Максом Эрнстом, Натальей Гончаровой, украинкой Соней Делоне. Сейчас расспросить мадам Коломб уже ни о чем нельзя - она умерла в январе 2004 года, не дожив нескольких месяцев до 102-го дня рождения. Зато остались фотографии - тысячи снимков с лицами классиков, бывших ее друзьями, и самых обыкновенных людей, которых она особенно полюбила снимать в последние годы жизни.
Дениз Коломб пристрастилась к фотографированию совершенно по-женски, как дамы ее круга к картам или рукоделию. В 1920-е годы она попала с мужем, инженером-судостроителем, в Индокитай и там, чтобы не умереть от скуки, впервые попробовала исследовать с камерой в руках пейзажи и лица. После возвращения во Францию увлечение фотографией продолжало оставаться приятным хобби, пока однажды портрет ее брата, Пьера Лоэба, не попал на глаза Антонену Арто. Всем заправлял, конечно, случай: брат Дениз Коломб был галеристом, специализировался на сюрреализме и именно в это время готовил выставку рисунков своего приятеля Арто (поговаривают, что именно в галерее Лоэба Арто писал свое предсмертное эссе "Ван Гог, самоубитый обществом"). Великий реформатор театра и стал ее первой "настоящей" моделью - именно с портрета Арто, сделанного в 1947 году, начинается профессиональная карьера фотографа Коломб.
Для "Портретов художников" Дениз Коломб работала только со "своими". Почти все герои цикла - живописцы и скульпторы из круга сюрреалистов, попадающие в объектив фотографа вместе со своими эскизами и набросками. По большому счету, это не только портреты отдельных людей, но еще и портрет целого направления - в буквальном смысле, потому что картины и статуи позируют перед камерой, кажется, даже более охотно, чем их создатели. Как рифмуется художник, его руки, лицо, мимика, с тем, что он пишет и лепит, и есть главная тема Коломб. Здесь действительно лучше не жалеть времени и всматриваться подолгу - скажем, в рисунок тени на лице Сергея Полякова, повторяющий абстрактную композицию на мольберте перед ним, или в ракурс фигуры Альберто Джакометти, напоминающий его хрупких венецианских красавиц. Хотя возвращаться от них тянет все-таки к безумному Арто, похожему на подбитую птицу,- и одного такого портрета было бы достаточно, чтобы понять, почему целое поколение великих провокаторов так охотно замирало перед камерой улыбчивой немолодой дамы, публиковавшей свои снимки под псевдонимом Коломб.