Выставка "Алфавит, бабочки и шахматы", привезенная в британскую столицу директором петербургского музея писателя Татьяной Пономаревой, рассказывает о трех различных ипостасях Набокова: Набокове-энтомологе, Набокове-составителе шахматных задач и Набокове-создателе собственной азбуки, в которой каждая буква не только имеет свое, особое, присущее только писателю, написание, но и цвет.
Фотограф Государственного Эрмитажа Юрий Молодковец запечатлел некоторые экспонаты и фрагменты интерьеров Зимнего дворца, напоминающие о двух излюбленных набоковских мотивах - бабочках и шахматах. Фотографии шахматных плиток пола, орнаментов в виде бабочек нередко выглядят как картины, тогда как бабочки, нарисованные научным иллюстратором Натальей Флоренской, выглядят, напротив, как фотографии. Флоренская изобразила те виды бабочек, о которых Набоков упоминает в своих романах "Пнин", "Лолита", "Бледный огонь", "Ада", "Истинная жизнь Себастьяна Найта", а также в многочисленных стихах и письмах.
Дизайнер Митя Харшак "открыл" набоковский алфавит. Проанализировав рукописи Набокова, он создал некий "средний" вариант написания Набоковым каждой буквы. Некоторые из набоковских букв напоминают школьные прописи, тогда как некоторые завершаются неожиданно изящными росчерками.
С работами Харшака должны были соседствовать произведения Александра Флоренского, посвященные цветовому восприятию букв. Набоков в своих автобиографиях писал, что каждая буква представляется ему "окрашенной" в определенный цвет, причем аналогичные буквы в английском и русском языкам у него далеко не всегда совпадали. Флоренский создал "радугу Набокова", в которой у каждой буквы есть свое место, в соответствии с набоковским описанием. Однако работы были задержаны на таможне, и прибыть в срок к открытию выставки в пятницу не успели. Ожидается, что они прибудут в Лондон в ближайшее время.