Гонор поляка, эпатажность художника, а ко всему - авантюризм и непомерные амбиции - вот это толкало Владислава Городецкого на безумные поступки, в число которых можно отнести строительство знаменитого Дома с химерами.
Закончив Императорскую академию искусств в Петербурге в 1890 г., Владислав Городецкий переезжает в Киев. Так закрутился роман Архитектора и Города длиною в вечность. Они ломали и перекраивали друг друга по своим лекалам, отвоевывали собственное "Я" в вихре сложных взаимоотношений. В общем, все по канонам настоящей любви.
История Городецкого началась с банальной, но, как оказалось, такой необходимой торговли талантом. Как ни крути, а одними амбициями сыт не будешь. Амбиции же тщеславного Городецкого были щедро подпитаны жаждой больших денег и не меньшей славы. Но начинать приходилось с малого. Молодой и еще никому не известный архитектор буквально выгрызал заказы из рук заказчиков, дабы побыстрее показать себя, не брезгуя строительством тиров, корпусов заводов и даже… отхожих мест. И кто знает, чем бы закончилась так бесславно начатая карьера, если бы не удобно подвернувшийся случай.
Первым серьезным проектом Городецкого стал Городской музей древности и искусств (ныне - Национальный художественный музей, что на ул. М. Грушевского). Построенный в виде античного храма с двумя львами, стерегущими парадный вход, музей вызвал просто-таки шквал положительных отзывов, принеся Городецкому не только признание, но и славу авантюриста.
Все дело в том, что Общество любителей древности, для которого и был создан проект музея, не смогло сполна профинансировать строительство, и никто из уже состоявшихся архитекторов не хотел "вляпаться" в такую авантюру. Для Городецкого же это стало тоненькой ниточкой, которая могла либо привести к небывалым высотам, либо затянуть петлю на шее еще не существующей репутации.
Недостаток средств архитектор замаскировал искусно выполненной лепкой, а за пышным фасадом человеческий глаз не замечал халтуру в других частях здания. И счастливчик Городецкий не только вышел сухим из водоворота скептики, но и приобрел громкую славу плывущего против течения.
Музей отгрохать - это вам не туалеты проектировать. И на Городецкого покатилась лавина заказов с большими гонорарами и нарастающим - таким долгожданным - признанием. Он проектирует здание для мебельной фабрики, которое сегодня стало приютом для Министерства юстиции; возводит четыре этажа гостинцы "Континенталь" на ул. Николаевской, и дом №11 по той же улице, которая сегодня носит имя самого архитектора.
Инженеру Городецкому удивительным способом удавалось совмещать в своих проектах элементы самых разных исторических эпох, так же, как удалось в православный Киев вписать караимскую кенасу, напоминающую аравийскую мечеть, и костел Св. Николая, возведенного в духе неоготики. Но Городецкий не был бы Городецким, если бы не смог осуществить намеченных планов, которые были столь же оригинальными, сколь и сам автор.
Человек незаурядный и достаточно эксцентричный, Городецкий был мастером эпатажа и еще тем франтом. Больше всего он любил прогуливаться улицами Киева с… обезьянкой на плече. В тихом и почти патриархальном Киеве начала двадцатого века это вызывало недоумение и шок у прохожих, как, впрочем, и появление на дорогах города первого авто, за рулем которого был, как вы думаете кто?.. Но это был не предел. Поднялся в воздух с первыми киевскими авиаторами, создавал костюмы для театров и эксклюзивные наряды для любимой жены, продавал свои акварельные пейзажи по практически заоблачным ценам местным коллекционерам, баловался ювелирными безделушками собственного дизайна - словом, жил полной жизнью признанного гения.
И только когда деньги и слава были завоеваны, а в памяти будущих поколений обеспечено непоследнее место, Городецкий приступил к разработке проекта всей своей жизни. На очереди было строительство дома для самого архитектора. Так появилось чуть ли не самое загадочное здание Киева - Дом с химерами.
Кому предназначалось такое чудо: любовнице, жене или же это безутешный отец запечатлел в образах усатых дельфинов, русалок и прочих морских чудищ печаль по своей дочери-утопленницы? Существует версия и о том, что усадьба Городецкого появилась на практически отвесном склоне Печерских холмов только потому, что тщеславный поляк не умел проигрывать и, однажды поспорив, что сможет возвести здание в непригодном для строительства месте, не смог отступить.
Как бы там ни было, в доме жил сам архитектор, и даже делал на нем большие деньги, сдавая квартиры в аренду. Эксклюзивным дом с химерами был не только из-за своей чудаковатой архитектуры и бетонных "побрякушек", рассыпанных по всем углам особняка. Городецкий обзавелся холодильником-ледовней, винным погребом, собственной прачечной и даже коровником, мечтая поить своих постояльцев парным молочком.
Но жить в этом доме-мечте ему пришлось не долго. Вскоре роман Городецкого с Киевом был окончен. Архитектор уехал в Тегеран (строить далеко не коровники - дворец для самого шаха). Городу остались воспоминания, а еще каменные и бетонные детища Городецкого, сегодня оставленные властями на произвол судьбы. Караимская кенаса, потерявшая купол во время большевистского господства, сегодня занята Республиканским домом актера. Костел Св. Николая обносится высокими стенами очередного бизнес-центра и покрывается густым узором трещин. Благо, реставрирован Дом с химерами, а на его базе создан музейно-культурный центр "Шедевры искусства Украины".
А что бы сказал Городецкий, чей талант откровенно отброшен на задворки внимания киевской громады.
Наталья Гладченко, "CN-Новости", специально для MIGnews.com.ua