Распрощавшись с отечественной художественной группой "Р.Э.П.", хозяйничавшей в ЦСИ весь прошлый год, центр начал проект "международных художественных резиденций". Первыми "резидентами" стали художницы Ивонна Голембиевская, Инга Цимприх и Ингела Йохансон, которые совместно с украинскими коллегами представили проект "Личное с публичным". Поляки Марчин Новицкий и Катажина Несторович, а также гражданин Германии Артур Залевский на протяжении сентября изучали Киев, а свои впечатления от него выразили посредством живописи, фотографий и инсталляций, но на этот раз без помощи "аборигенов".
Художник и архитектор Артур Залевский - уроженец Польши, проживающий в Лейпциге,- оптимист: вникнув в наш предвыборный спектакль, он представил серию фоторабот под названием "Somebody`s gotta do it" ("Кто-то должен это сделать"), в которой он утверждает, что старый мир уже разрушен до основания и, по желанию, можно строить новый. На фото - развороченный асфальт, стройка, свалка, заплеванный подземный переход, группа граждан на остановке общественного транспорта. На полу зала - покалеченные стул и стол художника. "Разломав вещь, мне легче донести до зрителя ее суть",- говорит господин Залевский.
Зал Артура Залевского располагался налево от входа, а в зале направо можно было разделить впечатления от столицы Украины польской семейной пары. На выходе из "резиденции" господина Залевского был развешен набор цветной бумаги (который, по его словам, должен был призвать киевлян не зацикливаться на белом, красном, оранжевом и голубом), а на входе в зал поляков им откликались фото перевертывающихся билбордов, на которых лицо Юлии Тимошенко постепенно искажается и перетекает в лицо Владимира Литвина, а рекламирующий мобильные телефоны актер - в Савика Шустера - во время предвыборной кампании этот прием неоднократно использовался журналистами в телерепортажах.
Часть экспозиции, принадлежащая Марчину Новицкому и Катажине Несторович, называлась Let`s dance в честь одного из объектов - видео танцующих в подземном переходе на станции метро "Театральная". Впрочем, как выяснилось, "киевский" мотив здесь практически никакой роли не играет. Марчин Новицкий объяснил Ъ, что ему эти люди интересны прежде всего с точки зрения сопоставления схемы их перемещения со схемой движения взгляда при рассматривании картины Рембрандта "Возвращение блудного сына" (ксерокопия из чьей-то научной работы со схемой "спина сына-лицо отца-голые ступни сына-затемненная фигура справа и т. д." - висела тут же на стене).
Поляки планировали также составить "звуковую карту Киева", но им это не удалось, поскольку Марчин Новицкий не нашел подходящего оборудования для микширования записанного в городе материала. "Разговоры выпивающих на Трухановом острове и Верку Сердючку из киосков я увезу с собой в Варшаву, а итог проекта пришлю по почте",- пообещал он. Впрочем, вряд ли публика будет ждать продолжения с нетерпением - результат проекта никак не назовешь комплиментом столице.