Олег Тистол очень приятный художник, несмотря на титр "лидер украинского концептуализма", который часто появляется рядом с его именем. Рисует он много, чисто и без излишней экспрессии, чем заметно отличается от большинства украинских живописцев, оправдывающих пестроцветность своих работ расхожей легендой о южнорусском художественном темпераменте. Конечно, работы Тистола декоративны, но декоративность эта очень лаконична - такой не встретишь у выпускника Львовского государственного института декоративного и прикладного искусства.
После живописных серий с телевизионными дикторами и горой Арарат (прошлогодние проекты "Телевидение" и "Арарат-06"), Олег Тистол взялся за пальму, к которой прикипел еще в середине 1990-х. Тогда они с собратом по творческому объединению "Нацпром" Николаем Маценко провозгласили райскую пальму национальным деревом Украины, на территории которой есть свой кусочек рая - Южный берег Крыма, где и пальмы растут, и гривна ходит, и вывески на украинском языке. В 2007-м Олег Тистол продолжает считать ЮБК раем, оставив за художественными скобками его летнюю изгаженность и всесезонную запущенность.
Формально, выставка получилась однообразной - кругом одни лишь пальмы. В виде керамических рельефов и рельефов на бумаге, бесчисленных фотопринтов на тетрадных листочках и крупноформатных холстах. Впрочем, если смотреть на все это без искусствоведческого занудства, но с благодушным любопытством, можно найти уйму занимательных мелочей.
Художник загрузил в принтер разную житейскую макулатуру, в которой усмотрел смысловую или эстетическую нагрузку. В большей части работ фоном являются страницы ученических тетрадей дочери и крестницы художника, которых можно назвать соавторами выставки. Здесь есть и алгебраические уравнения, и химические формулы, и ботанические зарисовки пестиков и тычинок, и кровожадные рисунки с последних тетрадных страниц. На этом фоне пальмы кажутся символом летних каникул и правильной иллюстрацией к сочинению на тему "Как я провел лето". А вот на фоне текста, начинающегося словами "Мы живем в чудесной стране", и на странице из школьного дневника, внизу которой приведена энциклопедическая справка об Автономной республике Крым, южные деревья выглядят иронично патриотично.
Рядом со школьными тетрадками и дневниками разместились печатные артефакты из взрослой жизни. Пальмы распустились на листках из блокнота самого Олега Тистола и бланках клиники "Борис", на пресс-релизе прошлогодней выставки художника в галерее ЦЕХ и эскизах Николая Маценко и Марины Скугаревой, поверх чертежей корпусной мебели из рекламного проспекта и текста битловских Yellow Submarine и Yesterday. Кое-где рядом с пальмами просматриваются витрины магазинов ялтинской набережной, гурзуфские скалы и вывески крымских фаст-фудов.
Объясняя столь пристальное внимание к дешевой технике фотопринта, Олег Тистол говорит о стремлении приблизиться к народу: "С четырех лет мечтал, что мой портрет будет висеть в углу в рушниках в каждой хате, и ради этого готов подешеветь". Шутит, конечно. Но народу его "Классная работа" должна понравиться.