Новую выставку журналистам показывал сам владелец PinchukArtCentre Виктор Пинчук. И если в прошлом году, на открытии арт-центра, он рассуждал о contemporary art неуверенно, то на этот раз говорил с горячностью коллекционера, искренне советуя посетителям Reflection "включить рефлексию".
Выставка разместилась в залах на четвертом и пятом этажах, а также в двух новых залах на втором. Без разбега экспозиция начинается работами богатого и знаменитого Дэмиана Херста. Самый дорогой артист современности в коллекции PinchukArtCentre представлен во всей красе - в подборку попали работы на все главные для художника темы. Здесь и "Ариель" с засушенными тропическими бабочками на карамельно-розовом фоне, и аптечный "Ксилостазин" с яркими точками-таблетками, и "Вознесение" с аккуратно распятым на трехмерном кресте человеческим скелетом, и несколько шокирующая скульптура из темной бронзы "Святой Варфоломей, утонченная боль". Фигура святого выполнена по всем античным канонам - прямая спина, легкий поворот головы и красота в каждой мышце. Только мышцы обнажены, а содранная с них кожа переброшена через руку, держащую скальпель (в другой руке святой сжимает ножницы). Венчают подборку работ Дэмиана Херста инсталляции "Иисус и ученики" и "Раковые хроники", представленные вместе в небольшом зале, который выглядит как комната страха в зоологическом музее: тысячи тысяч трупов мух толстым слоем покрывают холсты, а в аквариумах с формалином плавают умиротворенные коровьи головы. Дополнительную глубину этой апокалиптической картине придает не предусмотренное автором соседство арт-центра с Бессарабским рынком.
С одной стороны, рядом с Дэмианом Херстом другие участники выставки смотрятся, как карусели в парке культуры и отдыха на фоне американских горок. С другой - после его библейско-формалиновых кошмаров начинаешь внимательнее всматриваться в остальные выставленные работы, которые не так прямолинейны и предоставляют зрителю простор для мыслительного маневра. В случае с интерактивной инсталляцией "Игры разума" Ильи Чичкана и группы "Синие носы", которая дебютировала в марте на II Московской биеннале современного искусства, простор для маневра следует понимать буквально. В отдельном зале выставлены баскетбольный щит с портретом Эйнштейна и стол для пинг-понга с ликом Фрейда - ими можно воспользоваться по прямому спортивному назначению. После легких физических упражнений, говорят, лучше думается. Подумать можно перед огромными фотографиями Андреаса Гурски, на которых копошатся люди-муравьи, над молящимся скелетом Марка Квинна или глядя на невротичные полотна Джеффа Кунса и урбанистическую абстракцию Сары Моррис. Даже улыбающиеся лютики-цветочки в работах Такаси Мураками при должном настрое наталкивают на размышления. Но вот незадача: если настроя нет, выставка превращается в луна-парк, который начинается еще на подходе к PinchukArtCentre, где возле салона Bentley расположилась инсталляция Reflection знаменитого британского скульптора Энтони Гормли. Чуть поржавевший металлический человек (в неожиданно скромном для британского гигантомана размере) пристально вглядывается в витражное стекло, за которым стоит его точная копия. Это одна из пяти работ Энтони Гормли, представленных в экспозиции. Еще одна - инсталляция "Слепой свет" - находится в отдельном зале на втором этаже арт-центра и служит логическим завершением экспозиции. Здесь можно без всякой мысли побродить по стеклянной комнате, наполненной густым белым туманом. Или представить, что растворяешься в нем и рефлексировать уже в газообразном состоянии. Главное - конденсироваться до закрытия.