Фоторепортер по профессии, Анни Ассулин начала собирать коллекцию снимков рук писателей в начале 1980-х. Первым изображением в серии стала фотография рук известного писателя-сюрреалиста Филиппа Супо. Анни, приехавшая сделать его портрет для журнала L`evenement du jeude, случайно обратила внимание на руки писателя, когда он в знак симпатии протянул ей плитку шоколада, и решила их сфотографировать. Руки Супо на снимке - мощные, широкие, жилистые - больше похожи на руки ремесленника, нежели богемного сочинителя.
С тех пор Анни Ассулин не забывала, встречаясь с писателями, запечатлевать их руки. Идея и впрямь проста и гениальна - через один мотив показать целую литературную эпоху. Анни стала работать на агентство Opale, специализирующееся на создании фотопортретов писателей. "Я обратила внимание на то, что руки писателей - не всегда тонкие и изящные, очень часто у этих людей руки такие, как будто они работают не со словом, а с необработанным деревом",- рассказывает автор.
На выставке во Французском культурном центре представлены снимки рук прославленных писателей и мыслителей XX века: Франсуазы Саган, Жана Бодрийяра, Альберто Моравиа, Пола Боулза, Юргена Хабермаса, Паскаля Киньяра, Клода Леви-Стросса, Режи Дебре и многих других. В альбомах фотографа их накопилось уже около пятисот. Открытые или стиснутые в кулак, скрещенные на груди или пишущие, белые или пожелтевшие от сигарет, с маникюром или обгрызенными ногтями - рассматривая их, можно составить психологические портреты владельцев. Для их полноты Анни Ассулин разместила рядом с фотографиями рук портреты самих писателей. Формально выставка получилась однообразной. Однако сверять фотографии оказалось интересно - часто образы совершенно не стыкуются. Тоскующие глаза и решительные мощные кисти, молодое лицо и пальцы, покрытые морщинами.
Образ автономной от тела руки - один из сквозных мотивов в сюрреализме, стремившемся, как известно, к тому, чтобы исключить из творческого процесса сознание, то есть голову и, часто, глаза: автоматическое письмо и рисование полагалось практиковать с закрытыми глазами, предоставив руке полную свободу скользить по бумаге.
Анни Ассулин, впрочем, работает в другой технике. Главные качества ее работ - прямота взгляда и одновременно особый такт в отношении модели, трогательное желание щадить чувства других, чуть смягчая углы,- и есть фирменный знак Ассулин-портретистки.