Не успел «Частный корреспондент» написать о том, что армия США становится непомерно дорогой («Лучшее — враг хорошего»), как этот факт признал зампред ОКНШ генерал морской пехоты Джеймс Картрайт («Армия США стала слишком дорогой»). Он заявил, что «к 2015 году на службе останется по одному кораблю и самолету в Тихом и Атлантическом океанах и один космической корабль на околоземной орбите».
Большая часть новых технологических разработок DARPA (и это специально отмечается в документах агентства) могут носить двойное, в том числе и гражданское, назначение. Так случилось и с протоколом TCP/IP, разработанным в качестве основы информационной компьютерной сети военного назначения ARPANET и ставшим фундаментом для всего современного интернета.
Читать дальшеПо-видимому, генерал нисколько не утрирует и не драматизирует, он четко понимает тенденции развития армии, в которой служит. Дальнейшее повышение боевых возможностей традиционной боевой техники уже не является панацеей, поскольку параллельно происходит уменьшение количества этой техники из-за ее удорожания. И при столкновении с сильным противником ВС США не спасет даже успешная реализация концепции «сетецентрической войны». «Боевые платформы» (бронетехника, авиация, корабли), представляющие собой ячейки этой самой сети, неизбежно будут выбиваться, разрушая таким образом саму сеть. Если «платформ» слишком мало, воевать вскоре станет невозможно. Особенно если противник обладает многочисленной, пусть и несколько менее совершенной, чем у США, техникой и высокой устойчивостью к собственным потерям.
Разумеется, Америка может в несколько раз уменьшить свои ВС, при этом сохранив способность гарантированно защитить свою территорию от внешней агрессии, — ее спасает география. Но это означало бы полный отказ от нынешних глобальных амбиций. Если это неприемлемо по политическим соображениям, значит американской армии нужен принципиальный технологический прорыв, не наращивание традиционных возможностей традиционной техники (эти возможности уже почти достигли предела), а приобретение принципиально новых возможностей, позволяющих воевать с любым противником без потерь (или с минимальными потерями).
Скажем, дальнейшее усовершенствование танков и пилотируемых боевых самолетов вряд ли возможно, любая техника рано или поздно достигает предела своих возможностей. Скажем, ствольная артиллерия достигла этого предела уже в 40—50-е годы ХХ века, недаром даже в США и России на вооружении остаются артсистемы времен Второй мировой. Всё сложнее понять, куда может дальше развиваться танк. В рамках его традиционной компоновки практически невозможно увеличить калибр орудия, толщину брони, проходимость. Не меньше, если не больше, проблем с истребителями, где важнейшим ограничителем становятся возможности пилота. Поэтому, кстати, рассказы о том, как один новый самолет заменяет чуть ли не 10 старых (они очень популярны сегодня у нас), являются, мягко говоря, лукавством. Даже возможности самих машин сейчас уже достигли того предела, когда увеличить их в разы, тем более на порядки, нереально. Главное же в том, что утомляемость пилота во время боевого вылета уж точно не снижается в 10 раз — скорее она растет по мере усложнения техники. И цикл межполетного обслуживания машины тоже не сокращается в 10 раз. А самолет, сидящий на аэродроме по причине усталости пилота и техники, не заменяет не только 10, но даже один старый самолет. Поэтому никакое повышение качества не отменит проблемы количества. Особенно если и улучшение качества становится всё более проблематичным, а цена растет и растет.
Американская армия, как самая передовая в техническом отношении армия мира, раньше всех упирается в различные «потолки». И ищет выход в принципиально новых технологиях. DARPA — гениальное изобретение Америки, пожалуй, именно оно позволяет ей так долго быть впереди и пробивать один потолок за другим. Причем, надо признать, оно могло родиться только внутри американской системы. Только здесь могут заказывать сверхважные, сверхкритические технологии на свободном рынке, задействуя творческий потенциал всего общества. А потом полученный результат тоже реализовывать на свободном рынке, достигая прорывов не только в военной, но и в гражданской сфере.
Создать «чистое» термоядерное взрывное устройство, не требующее атомной бомбы в качестве детонатора. Сделать костюм, обеспечивающий защиту от вражеского огня и плохой погоды, излечивающий раны и на порядок увеличивающий возможности человека. Сделать бойца и технику невидимыми для противника во всех диапазонах электромагнитного спектра и при этом видеть противника во всех диапазонах сразу. Заглянуть за горизонт, а также сквозь воду, землю и стену. Создать летающий автомобиль и летающую подлодку, а также беспилотник, находящийся в воздухе месяцами или годами. Именно такого рода задачи ставит Пентагон перед разработчиками. Многие задачи кажутся принципиально нерешаемыми, но решить решаемую задачу — дело нехитрое. Тем более что ее решение уже ненужно и неинтересно. Выйти на новый уровень можно только путем решения нерешаемых задач.