Весь понедельник руководство «Правого дела» совещалось насчет того, как лучше поступить с Чичваркиным: сразу объявить его вне партийной игры или повременить до того момента, когда станет понятно, сможет он вернуться из Лондона или нет? Итоги совещания сопредседатели партии Леонид Гозман, Борис Титов и Георгий Бовт объявили на пресс-конференции, специально созванной по этому случаю.
Небольшая комната в офисе «Правого дела» не смогла вместить всех желающих журналистов. «Как вас много», — восхитился Гозман, протискиваясь через столпотворение к президиуму. «Они думают, что мы скажем, где он», — подмигнул Титову Гозман. «Если бы мы сейчас пришли вчетвером с Чичваркиным, всё стало бы ясно». — «Лучше бы вы его в режиме видеосвязи вывели», — отозвались журналисты. «К сожалению, мы не можем дозвониться до него по телефону. Этого даже не могут сделать его близкие друзья», — с грустью констатировал Титов.
За неимением возможности лично пообщаться с Чичваркиным лидеры «Правого дела» сошлись на том, что определенность в вопрос о том, как дальше сотрудничать с ним, должен внести Басманный суд на заседании 28 января. В этот день будет рассматриваться ходатайство Следственного комитета об аресте Чичваркина в рамках уголовного дела о якобы имевшем с его стороны место вымогательстве в размере 10 тыс. рублей. «После суда станет ясно, насколько Женя задерживается и насколько ситуация приобретает затяжной характер. До этого момента мы точно держим Женю пока как кандидата на руководство региональным отделением. Потом будем принимать решение», — объяснил Титов. В любом случае, на его взгляд, Чичваркин — «кандидат очень хороший». «Мы сознательно его рекомендовали и должны были принимать это решение. Он нестандартный парень в том, как он делал бизнес. Есть очень много людей, которые поддерживали его кандидатуру. Но если будут решения, которые будут говорить о том, что пока всё затягивается, тогда мы будем говорить о том, что будем вынуждены искать другую кандидатуру», — признался Титов.
Задача перед Чичваркиным ставилась вполне конкретная — провести кандидатов от «Правого дела» в Мосгордуму на предстоящих октябрьских выборах. Конференция московского отделения планировалась на середину января. Однако это ключевое событие для партии пока так и не состоялось. В середине пошлой недели «Правое дело» подало документы на регистрацию в Минюст без учета численности московской организации.
На всякий случай шорт-лист из кандидатов на место Чичваркина у праводельцев уже составлен. Правда, озвучивать его они пока не решаются. Гозман заверил журналистов, что праводельцы будут действовать как Нобелевский комитет, который объявляет сразу победителя, не называя фамилии номинантов. Однако Гозман всё же пояснил, что в списке нет названных в СМИ крупных предпринимателей Александра Мамута, Михаила Прохорова и Александра Лебедева, а также шоувумен Ксении Собчак и Тины Канделаки.
Между тем самым очевидным пиар-ходом, который просто напрашивается в этой ситуации, стала бы подача заявления с указанием московского отделения, которым по-прежнему руководит Чичваркин. Таким образом партия произвела бы наконец свое четкое позиционирование среди либеральной и демократической общественности, на которое «Правое дело» пока так и не сподобилось.
Вместо этого лидеры «Правого дела» занялись подбором «более резонансной фигуры». Какая такая фигура может стать более резонансной, чем Чичваркин? Да и кто из здравомыслящих людей после этого пойдет на такое место и в партию, которая сдает своих по первому милицейскому свистку?
Может ли, несмотря на уголовное преследование, отделение по-прежнему возглавить Чичваркин? С юридической точки зрения до вынесения приговора суда — да, поскольку остается невиновным. То есть «сливать» своего соратника «Правое дело» не имеет никакого права хоть с точки зрения партийной солидарности, хоть элементарной морали. Однако сопредседатели «Правого дела» уверены, что оставлять столичную организацию за Чичваркиным было бы слишком отчаянным решением. «Жене очень сложно будет идти на выборы в Мосгордуму, находясь за пределами родины. А эти выборы для нас очень важны», — аргументировал Титов.
Взамен партийной должности праводельцы пообещали оказать Чичваркину всевозможную помощь. Правда, в пределах разумного. Пикеты и митинги перед Басманным судом они, естественно, устраивать не собираются. Подобные мероприятия носят, по их мнению, деструктивный характер. Лучшим, на их взгляд, средством может стать задействование Института защиты бизнесменов, созданного на базе «Деловой России», даже независимо от того, что Чичваркин никогда членом этой организации не являлся. Партбоссы также рассмотрят возможность направить обращение на имя президента Дмитрия Медведева с просьбой вступиться за опального бизнесмена и несостоявшегося правого политика. Кроме этого, в среду заработает сайт «Чичваркин.Info». Все сочувствующие беглому бизнесмену смогут оставлять там свои сообщения в качестве поддержки.
Фактически перед правой партией, которая за два месяца своего существования так до сих пор и не определила свою политическую нишу и не обозначила силу, которой намерена оппонировать, замаячила перспектива в стратегическом плане нарисовать портрет своего политического противника. Им вполне может стать беспредел силовых структур.
Сопредседатель партии Борис Титов в беседе с корреспондентом «Часкора» выразил уверенность, что Следственный комитет при прокуратуре РФ рано или поздно отстанет от Чичваркина и их однопартиец сможет снова жить и заниматься бизнесом в России. «Эмиграция Чичваркина не навсегда, мы сделаем всё возможное, чтобы оказать ему помощь, чтобы он смог благополучно вернуться на родину. Мы ведь изначально заявляли, что будем защищать бизнесменов. И вот случай представился», — заверил Титов. Иначе говоря, возможное триумфальное возвращение Чичваркина на родину под знаменами «Правого дела» сможет наконец опровергнуть миф о том, что предпринимательскому сообществу путь в политику заказан, и весте с тем упрочит перспективы новой правой партии.