Вена, Июль 02 (Новый Регион, Алексей Усов) – Комитет Парламентской ассамблеи ОБСЕ по демократии выступил с резолюцией «Воссоединение разделенной Европы», в которой уравниваются сталинизм и нацизм и призывается к международному осуждению тоталитарных режимов. В документе от России как участника ОБСЕ требуют отказа от демонстраций во славу советского прошлого и избавления от структур, «приукрашивающих историю». ОБСе также предложила учредить общеевропейский день памяти жертв сталинизма и нацизма, приурочив его к подписанию пакта Молотова-Риббентропа 23 августа 1939 года.
Авторы резолюции отмечают, что в XX веке европейские страны пострадали от двух мощных тоталитарных режимов, которые несли с собой геноцид и преступления против человечества, – нацистского и сталинского, сообщает «Коммерсант».
Обсуждение проекта резолюции заняло чуть более получаса, и среди выступавших мнения за и против разделились практически поровну. Например, член Компартии Греции Константинос Алиссандракис, ранее уже критиковавший литовские власти за то, что те ограничивают политические свободы, запретили Компартию и прославляют пособников нацистов, отметил «ярко выраженную антикоммунистическую направленность» принимаемого документа, который агитирует «даже не против Сталина, который давным-давно умер, а против коммунизма, причем в нынешний кризисный период, когда повсюду растет недовольство народных масс», пишет GZT.ru.
Ему вторил и депутат парламента Франции Мишель Бийю, отметивший несовершенство документа и предложивший тогда уж добавить в общий перечень тоталитарных режимов концлагеря для испанских беженцев во Франции в конце 1930-х, маккартизм, а также христианство, «которое навязывало свою идеологию, жестоко преследуя всех инакомыслящих».
Против призвал голосовать и глава российской делегации депутат Госдумы Александр Козловский, который назвал принятие резолюции «попыткой внедрения диффамации в общественное сознание», добавив, что делегация РФ оскорблена самим фактом принятия подобного документа, являющегося «даже не враньем, а насилием над историей».
Козловского поддержала его коллега по делегации, депутат Госдумы Наталья Карпович. Напротив, грузинский депутат Георгий Канделаки призвал одобрить резолюцию, напомнив в своем выступлении, что при Сталине в СССР было уничтожено гораздо больше людей, чем в Германии при Гитлере, и что «Россия оккупировала Грузию еще в 1921 году, как это было сделано в 1940 году со странами Балтии». После этого резолюция была принята большинством голосов. Из полусотни парламентариев за высказались 30 делегатов из 14 стран мира.
Появление резолюции в России считают политическим жестом. Развитие этой темы чревато конкретными последствиями для России: в странах Балтии и на Украине ставится вопрос о том, чтобы Россия как правопреемница СССР компенсировала «ущерб от оккупации». Соавтором документа выступает последовательная «антисоветчица», депутат литовского сейма Вилия Алекнайте-Абрамикене, известная инициативами по запрету использования в Литве советской символики.
Обиду российской делегации могли вызвать не только исторические параллели. Так, среди мер по осуждению тоталитаризма ОБСЕ предлагает странам-участницам отказаться от «структур и моделей поведения, нацеленных на то, чтобы приукрасить историю». Этот пункт может быть истолкован Россией как упрек в адрес президента России, недавно создавшего комиссию по борьбе с фальсификацией истории.
Другим уколом в адрес России можно считать требование о недопустимости «восхваления тоталитарных режимов, включая публичные демонстрации в ознаменование сталинистского прошлого». Таким образом, ОБСЕ, по сути, усомнилась в праве России на проведение пышных военных парадов и коммунистических шествий.