В субботу, 4 июля, от инфаркта умер художественный руководитель ансамбля "Киевские солисты" Богодар Которович. Всего лишь за день до этого выдающийся украинский скрипач принимал поздравления с 68-летием, пишет газета "Коммерсантъ-Украина".
Будущий скрипач родился 3 июля 1941 года в старинном польском городке Грубешове на Холмщине. В 1945 году в ходе операции "Висла" его вместе с семьей переселили на Волынь, в неприметное село со смешным названием Жабки. Впрочем, очень скоро Которовичам удалось перебраться во Львов, где и прошло детство Богодара. Отец музыканта играл на скрипке, а во Львове он, инженер по профессии, подрабатывал в хоре оперного театра, закулисье которого Которович-младший изучал вечерами во время репетиций, когда ему не разрешали смирно сидеть на стульчике возле дирижера.
Во Львове Богодар Которович окончил музыкальную школу и проучился год в консерватории, откуда его пригласили в Москву. В тамошней консерватории он продолжил обучение в классе выдающегося педагога Юрия Янкелевича, чьими учениками были Владимир Спиваков и Татьяна Гринденко. В 1967 году Богодара Которовича распределили в далекий Новосибирск, но стараниями дирижера Киевского театра оперы и балета, легендарного Стефана Турчака, который знал его еще по Львову, распределение быстро отменили, и молодой скрипач вскоре приехал в Киев, где стал концертмейстером Государственного симфонического оркестра УССР, которым в то время руководил Турчак. Параллельно Которович преподавал на кафедре скрипки в Киевской консерватории, много гастролировал и отовсюду привозил призы разнокалиберных конкурсов. В 1971-м Богодар Которович завоевал гран-при авторитетного конкурса им. Никколо Паганини в Генуе.
Позже Которович имел еще две символические встречи с Паганини: спустя 20 лет он судил участников генуэзского конкурса, а в мае 1999 года, когда маэстро решил поставить точку в исполнительской карьере, он отыграл два аншлаговых бенефиса в Национальной опере на знаменитой паганиниевской скрипке Cannone работы Гварнери, которую на два вечера доставили в Киев специальным рейсом. Богодар Которович до сих пор остается единственным скрипачом-неитальянцем, которому доверили этот инструмент. Впрочем, ничего нового в "пушке" он не нашел – всю жизнь маэстро играл на ее точной копии мастера Вильома.
В 1984 году Богодар Которович создал инструментальный ансамбль "Киевские солисты", первоначально выступавший в легком жанре – на летней эстраде Мариинского парка. Выступления проходили настолько успешно, что уже через год художественный руководитель коллектива стал лауреатом Шевченковской премии. Неудивительно, что уже тогда мнение Которовича стало решающим в судействе большинства внутрисоюзных (а после – украинских) конкурсов и очень весомым – в жюри международных состязаний. В 1994 году его пригласили преподавать в Сиднейской консерватории, но, несмотря на расстояние, его отсутствие в Украине почти не ощущалось, а в 1995 году в Харькове уже открывал первый международный конкурс юных скрипачей, носящий его имя.
Сегодня "Киевские солисты", где играют сплошь ученики самого Которовича, является одним из лучших в Украине камерных оркестров. Вообще среди исполнителей, определяющих современное лицо украинской скрипичной школы, его ученики составляют абсолютное большинство. Достаточно вспомнить только любимицу Гидона Кремера, дочь маэстро Мирославу Которович, еще одну известную дочь и не менее известную солистку Богдану Пивненко, вдохновителя Международного Бриттеновского фестиваля и конкурса имени Бриттена британского украинца Дмитрия Ткаченко, а также участников выросшего на базе "Киевских солистов" сильнейшего струнного квартета Collegium Кирилла Шарапова и Тараса Яропуда.
В 2002-м Богодар Которович блистательно дирижировал Национальным симфоническим оркестром: исполняли увертюру к моцартовской "Волшебной флейте", после чего маэстро заявил, что мечтает дирижировать оперой. "Мне уже 60, и надо бы поторопиться",– кокетливо заметил он тогда, но за семь лет так и не нашел лишней минутки в своем плотном графике. Он и умер в движении, поднимаясь по лестнице к дверям квартиры.