Знаменитому "Владимирскому централу", расположенному недалеко от исторического центра города Владимира, исполняется 230 лет.
15 августа 1783 года по старому стилю (31 августа по новому) эта тюрьма, построенная по личному указу Екатерины II, встретила первых постояльцев.
Вначале на месте "Централа" стоял обычный "работный дом", куда правонарушителей сажали за мелкие преступления - воровство и мошенничество. Говоря современным языком, это был изолятор временного содержания. И стоял он на печально знаменитой дороге каторжников - "Владимирке".
В ХХ веке в "Централе" отбывали срок политзаключенные - князь Петр Долгоруков, депутат Госдумы Василий Шульгин, принимавший отречение Николая II от престола, певица Лидия Русланова, актриса Зоя Федорова, писатель Даниил Андреев, сын Сталина Василий Джугашвили и другие.
В наши дни "Владимирский централ" продолжает выполнять свою изначальную функцию. Сейчас в исправительном учреждении содержатся особо опасные преступники и злостные нарушители режима в исправительных колониях, сообщает ИТАР-ТАСС.
Во Владимирской области 230-летие церкви решили отметить официально. В торжественном мероприятии, посвященном юбилею, примет участие врио губернатора Светлана Орлова.
С "тюрьмой-2", как ее официально называют, связана не только знаменитая песня Михаила Круга "Владимирский централ", но и масса легенд, отмечает "Комсомольская правда". Сидели здесь люди весьма знаменитые: часть верхушки нацистской Германии, начальник личной охраны Гитлера Ханс Ратенхубер, советские диссиденты (например, Владимир Буковский и Натан Щаранский), и даже потомок пророка Мухаммеда, арестованный в 1938 году в Самарканде как иностранный шпион.
Главная же легенда Централа - якобы, это единственная тюрьма в России, из которой никто не сбежал. Тюрьма изначально строилась как лабиринт, и даже выбравшись из камеры, зэк имел мало шансов найти выход. Пытались сотни раз - рыли подкопы, спиливали решетки, подкупали охранников. Но официально за всю историю тюрьмы было два удачных побега, в середине XX века - зекам удалось пропились решетки. Первого "бегуна" поймали через месяц, второго - через три.
Что касается якобы побега будущего советского командарма Михаила Фрунзе, которого судили его за избиение полицейского, то это всего лишь миф. Побег ему удался из другого здания - губернского суда во Владимире. Из "Централа" Фрунзе бежать тоже пытался, но его сдал бдительный надзиратель.
Самым же известным здешним зеком можно считать осужденного Василия Павловича Васильева. Под этой фамилией сидел генерал Василий Сталин - сын вождя, арестованный в апреле 1953 года. Ему дали 8 лет за растрату. Обычно такие заключенные становились "железными масками": сидели под номерами, их никогда не видели другие заключенные, из охраны - очень немногие. Сталину номер не присвоили и создали особые условия заключения: в его камере была единственная на всю тюрьму радиоточка, сюда регулярно приносили свежие цветы.
"Васильев" работал в механических мастерских и не халтурил: по его чертежам здесь собрали удобную тележку, на которой до сих пор развозят баланду из столовой в корпуса. Скоро тележку обещают "списать" в тюремный музей.
Здесь отбывал срок летчик Гэрри Пауэрс, чей самолет-шпион У-2 был сбит 1 мая 1960 года под Свердловском. В тюрьме американец научился вязать коврики. Ирония судьбы: сокамерником Пауэрса стал разработчик радиолокационной станции советской системы ПВО, с помощью которой был сбит самолет американца (радиоконструктор Георгий Угер переехал в Централ из "Дома на набережной"). Через 1,5 года Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.
К 1980-му году Централ стал чисто уголовной тюрьмой. В последние 20 лет эта тюрьма считается очень "спокойной".
В 2006 году одна из московских фирм предлагала тур «Один день в тюрьме». Гостей Централа переодевали в робы, снимали отпечатки пальцев, заковывали в наручники, фотографировали с номером (на память). Грубое обращение, баланда и прогулки во внутреннем дворике входили в стоимость путевки. Туризм здесь процветал недолго: высокое начальство свернуло лавочку.
Владимирский централ сегодня - комплекс из четырех корпусов, где отбывают наказание свыше 1000 человек за тяжкие и особо тяжкие преступления, включая 15 "пожизненников". Сроки - от 15 до 30 лет.
Этим летом в камерах установили кондиционеры. Есть даже компьютерный центр правовой помощи. Прогулки заключенных традиционно проходят во внутреннем дворике - большой камере с решеткой вместо потолка. Полагают, что именно в Централе родилось выражение "небо в клеточку".