Настоящую бурю в социальных сетях вызвало высказывание патриарха Кирилла по поводу защиты церкви от «ереси человекопоклонничества». Патриарх назвал опасным то, что «многие христиане приняли и поставили права человека выше, чем слово Божие» - что и подняло шквал спекуляций на эту тему. Однако патриарх обозначил реальную угрозу, с которой сталкивается человечество. В конце первой недели Великого поста, после литургии в главном храме страны, патриарх Кирилл обратился к собравшимся - отмечался праздник Торжества православия и сороколетие архирейской хиротонии предстоятеля РПЦ.
Центральной темой
слова патриарха стали рассуждения о защите православия – он вспоминал и свою жизнь, и историю Церкви. Говоря о сегодняшнем дне, патриарх подробно остановился на том, что он назвал «очень опасным явлением в философской, политической и духовной жизни» - грозящем разрушением Церкви. Это не просто дехристианизация современного мира – но человекопоклоничество, то есть постановка прав человека выше слова Божия.
«В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем арианство. До того считалось, что Бог управляет миром через законы, которые Он создал, и обществом человеческим - на основе нравственного закона, который Он открыл в слове Своем и отобразил в человеческой совести. Поэтому законы человеческие старались привести в соответствие с Божиим законом; Бог и совесть были главным судией, а главным авторитетом для человеческого суда был Божий закон.
Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: «Нет, Бог тут ни при чем. Каждый имеет право верить, но это его личное дело, ведь есть и неверующие. Всякий индивидуум обладает особыми правами, в том числе определять для самого себя, что хорошо, а что плохо. Значит, должен быть некий универсальный критерий истины, а таковым может быть только человек и его права, и жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой личности».
Так началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни. Вначале это явление охватило Западную Европу, Америку, а потом и Россию. Наша революция проходила под теми же знаменами и тем же девизом - разрушить до основания старый мир, тот самый, в центре которого - Бог. Мы испили тяжкую чашу страданий, и народ наш явил множество мучеников и исповедников».
Понятно, что сама идея «человек мерило всех вещей» уже несколько веков пронизывает весь путь западной цивилизации, что и привело к ее дехристианизации – но сейчас речь идет уже о том, что подобные взгляды принимают уже и многие христиане. Именно поэтому патриарх и назвал человекопоклонство ересью, призвав к борьбе с ним – а в ответ получил от светской либеральной прессы обвинение в гонениях на права человека: «Патриарх назвал права человека ересью». О чем же говорил предстоятель РПЦ?
«Но сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация».
Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества - нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто - мы должны защищать Православие...»
Опасны не права человека как таковые – а то, как их трактует современный дехристианизированный мир, и то, что уже даже часть христиан ставит «права человека» выше заповедей.
Понятно, что если «Бог умер», то человек сам определяет, что хорошо, а что плохо. Нравственный закон внутри нас, конечно, есть – но если это не искра Божия и мы сами можем определять его критерии и содержание, если «весь мир у наших ног», то неизбежно приходят к мысли, что для нового человека нужна «новая мораль» и новые «правила игры». Западный христианский мир далеко продвинулся в построении человекоцентричной цивилизации – а Россия действительно встала на этот путь позднее Запада, и пошла своим, коммунистическим путем. Но коммунизм был таким же следствием «гуманистической революции» нового времени, как и либерализм. Более того, коммунистическая идея логично вытекала из развития либерального, человекоцентричного мировозрения.
Христианство уничтожалось с двух сторон – поборниками прав человека как справа, со стороны «индивидуума как главного смысла человеческой цивилизации», так и слева, со стороны «прав человеческого коллектива как высшей ценности». И все-таки христианство сохранилось – но на Западе оно смирилось с тем, что «права человека это святое», находящееся в центре внимания общества и государства, а вера в Бога личное, «интимное» дело каждого. Католики еще сопротивляются этому – но и их принуждают поклониться новому идолу. При этом окончательная победа человекопоклоннической цивилизации открывает путь к дегуманизации и расчеловечиванию – то есть к тому, против чего якобы и направлена «борьба за права».
Понятно, какие права есть у человека, который помнит о том, что он образ и подобие Божие – и у него они естественным образом неразрывно сочетаются с обязанностями. А какие неотчуждаемые, постоянные права могут быть у индивидуума, которому с рождения объясняют, что все относительно, что нет абсолюта и истины, что он сам будет определять что считать добром и злом, даже сам выберет свой пол? Им легко манипулировать, его список прав можно редактировать...
Отринув Бога, человек остался один на один со своими демонами – и к чему приводит этот путь, мы видим на примере глобализации. То есть плавильного котла, в котором хотят уничтожить не только религиозные и национальные, но и половые различия. Создается человек будущего – универсальный потребитель, живущий в виртуальном мире своих желаний и удовольствий.
Его правам уделяется огромное внимание, его эгоизму и самомнению всячески потакают, под него подстраивают все законы, нормы и саму мораль – но кто это «человек с правами»? Он никто – то есть у него нет ни семейной, ни религиозной, ни расовой идентификации. Он сверхчеловек – и тот же трансгуманизм с придыханием обещает новые горизонты сознания, продление жизни и даже ее новые формы. Но этот&В «сверхчеловек» уже не является человеком в нормальном смысле слова – это новый вид, точнее, даже новые виды.
Произойдет разделение людей на продвинутых, генетически улучшенных – и обычных, немодифицированных. И права у них будут разные – ведь нельзя же сравнивать живущего двести лет и семьдесят, избранного и обычного? Тогда и выяснится, что под лозунгами борьбы за права человека создавалась в буквальном смысле слова античеловеческая цивилизация. &В
Это перспектива кажется отдаленной и негарантированной? Но мы видим, какой огромный техногенный путь проделало человечество с тех пор, как западное христианство подцепило вирус «человекопоклонничества» - и видим, как это движение ускоряется на наших глазах. До разделения людей на «биологические сорта» остались считанные десятки лет, миг на часах истории – если всё человечество и дальше будет позволять осуществляться постгуманистическому проекту глобализации. У каждой из человеческих цивилизаций есть свой путь сопротивления - и Россия уже не первый раз выступает как сила, удерживающая мир от сползания в бездну.