При сканировании можно выяснить, что находится под слоем краски и лака
Загадочную улыбку "Моны Лизы" кисти Леонардо да Винчи можно объяснить тем, что она была либо беременна, либо недавно родила ребенка, считают некоторые эксперты.
Группа канадских исследователей просканировала знаменитую картину с помощью лазеров и инфракрасного излучения, позволяющих получать трехмерное изображение.
В результате были выявлены некоторые детали, скрытые под несколькими слоями краски. Выяснилось, что Мона Лиза изображена в платье из тонкой прозрачной ткани.
"Платья из такой материи типичны для Италии начала XVI века. Их носили либо беременные женщины, либо молодые матери", - говорит сотрудник французского Центра исследований и реставрации Бруно Моттин.
Исследования также показали, что картина, которой 500 лет, находится в хорошем состоянии.
Слишком темный фон
Группа канадских ученых исследовала "Мону Лизу" в парижском Лувре.
Кроме данных о платье, ученые получили некоторые другие детали, невидимые невооруженным глазом из-за потемневшей краски и лака.
Краски нанесены очень тонким слоем, и изображение плоское. Тем не менее, все детали - завитушки волос, например, - отчетливо видны
Джон Тейлор, канадский эксперт
"До этого таких деталей никто увидеть не мог, потому что эту картину всегда считали слишком темной и сложной для изучения", - добавляет он.
По одной из версий, на портрете изображена жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Другие считают, что это юноша в женской одежде, а некоторые уверены, что речь идет об автопортрете самого художника.
Предполагают, что да Винчи получил заказ на ее портрет между 1503 и 1506 годами. Готовый портрет он оставил себе и, судя по всему, несколько раз переделывал его.
Загадка остается
Ученым удалось найти ответы на несколько вопросов, связанных с самым известным живописным произведением мира. Однако не все ее тайны разгаданы.
В частности, эксперты никак не могут проникнуть в тайну особой техники Леонардо да Винчи под названием сфумато - она придает изображению мягкость и расплывчатость очертаний. Таким образом передаются не только очертания предметов, но и окутывающий их воздух.
"Краски нанесены очень тонким слоем, и изображение плоское. Тем не менее, все детали - завитушки волос, например, - отчетливо видны", - указывает канадский эксперт Джон Тейлор.