Белорусским властям не впервой бороться со смехом, пишет сегодня еженедельник "Новое русское слово" (Европа-СНГ). Все началось с того, что в 2004 году в Интернете появилась игра "Лукабойка", сюжет которой подсказал, как ни странно, президент России Владимир Владимирович Путин. Игра была основана на его крылатой характеристике белорусско-российских интеграционных отношений "мухи отдельно, котлеты отдельно".
На грубой работы тарелке лежали два кусочка чего-то коричневого, призванного изображать котлеты. А над ними парили хорошо упитанные мухи, у каждой из которой было лицо президента Белоруссии Александра Лукашенко. Курсор же превратился в мухобойку, и можно было радостно охотиться на "всенародно избранную" муху, тем более что, если ты не успел ее прихлопнуть, она решительно увеличивалась в размерах, отчего становилась еще более противной и заполоняла весь экран дисплея.
А чуть позже кроме "мухи", скачанной из Интернета многими тысячами белорусов, в той же Всемирной паутине появился сайт "Мультклуб". Там размещались уже настоящие мультфильмы, среди которых особо выделялась "Страна Лимония". Саундтреком служил шлягер группы "Дюна". В слаженном ансамбле музыкантов зритель видел карикатурные изображения всей политической элиты Белоруссии, начиная с президента, сидевшего на табуретке растягивая меха аккордеона и лихо ухавшего, обозначая ритм исполняемой песни. Там же были председатель Центризбиркома, генеральный прокурор, глава президентской администрации и множество других набивших оскомину лиц.
Потом появились "Марионетки". Следуя сюжету хита "Машины времени", игрушечные пупсики по велению усатого кукловода послушно следовали по направлению к сундуку, в котором им надлежало находиться. Действующие лица пупсиков, как и в первом случае, легко узнавались.
В политических мультиках на постсоветском пространстве не было ничего нового. Но в Белоруссии это произвело впечатление разорвавшейся информационной бомбы.
Белорусский президент начисто лишен чувства юмора. Даже безвредный стеб в духе корреспондента газеты "КоммерсантЪ" Андрея Колесникова воспринимается в стране едва ли не как клевета и "оскорбление национальной чести и достоинства белорусов". А здесь все было совершенно узнаваемо, автор делал шаржи все более злыми и точными, совершенствуя свое мастерство от мультика к мультику.
Белорусским властям не впервой бороться со смехом. Известно, что был изъят и уничтожен тираж альбома карикатур гродненского художника Алеся Сурова, посвященных белорусской тематике. А здесь "гончими" овладел настоящий азарт: ничего личного - только профессиональный интерес.
О том, что рисовал эти мультфильмы мой однокашник Олег Минич, вернувшийся из Англии и так и не сумевший приспособиться к белорусским реалиям, я узнал от него самого. Мы долго не виделись, а потом вдруг он прислал электронной почтой из Англии просьбы передать несколько ссылок на белорусские сайты, мнению которых стоило доверять. Когда срок работы в туманном Альбионе у него и его жены Гали закончился, возвращались они, в принципе уже догадываясь, в какую именно страну едут. Но, во-первых, выбора не было, а во-вторых, какие-то иллюзии еще оставались.
После возвращения в родной Гродно иллюзии развеялись. И Олег, не нашедший работы, начал развлекаться, рисуя мультики. Создал сайт "Мультклуб". Завел на нем почтовый ящик. Поклонники - а в день на сайт заходили тысячи посетителей - посылали ему новые сюжеты. Наконец, одна из незарегистрированных общественных организаций предложила ему сотрудничество: разместить "Мультклуб" на своем сайте и оплачивать хостинг. Олег согласился.
Чем чаще выходил Олег Минич на связь со своими случайными партнерами, тем легче было на него выйти "органам". Олега вычислили.
Компьютер, диски и дискеты, коллекцию фотографий у него изъяли при обыске. Отняли документы - несмотря на то, что формально ни в чем не обвиняли и по делу он проходил только как свидетель. Отняли паспорт и у жены. Потом, после вмешательства Хельсинкского комитета, паспорта вернули.
Миничи решили уехать - от греха подальше. Вначале - в Киев. Это случилось в конце 2005 года. Но в Украине всем было не до белорусского мультипликатора. Там своих хватало. И тогда Олег принял предложение посетить фестиваль карикатуры в Германии. И попросил там политическое убежище.
Европейцы, обычно щедро предоставлявшие статус беженца белорусам, на этот раз воздержались. Но предоставили разрешение жить и работать в Германии - на несколько лет.
Так мультперсонажи изгнали из реальной страны своего создателя. Такое возможно только в Белоруссии. Вы можете себе представить, например, Кролика Роджера, изгоняющего из США Роберта Земекиса? Я не представляю.
Александр Федута, "НРС" (Европа-СНГ)