В Нью-Йорке начался Шестой международный кинофестиваль Tribeca, проходящий при партнерстве Jameson. Фестиваль был основан в одноименном районе города в 2002 году Робертом де Ниро с товарищами - для моральной поддержки пострадавшего от терактов 11 сентября Манхэттена.
Если трибекский фестиваль ставил основной идеологической задачей психологическую реабилитацию ньюйоркцев, травмированных внезапным зверским сносом "башен-близнецов", то немало в этом преуспел - по крайней мере, на взгляд иностранного наблюдателя. Без лишних сантиментов выпивать и закусывать после открытия гостей и участников привезли в культурный комплекс, расположенный прямо через дорогу от Ground Zero, похожего уже не на незаживающую рану, а на стройплощадку, только с мемориальной стелой посередине. На церемонии открытия царила смесь ужаса и веселья: выступления официальных лиц и деятелей культуры перемежались показом короткометражек, сделанных членами кинематографического кружка под названием SOS, отражающим степень озабоченности его участников катастрофической экологией планеты.
Ужастик с непереводимой игрой слов в названии H2 Uh-oh нарисовал безотрадную картину глобального обезвоживания, где на последних кадрах изнуренный жаждой менеджер, скинув галстук, жадно доедает последний оставшийся на Земле кусочек льда: "Это была всего лишь верхушка айсберга",- издевается заключительный титр. Фильм Deforestation ("Обезлесивание") на наглядных компьютерных схемках показал планомерное уничтожение тропических лесов, а завершился перечислением нескольких элементарных правил, которые могли бы его замедлить, в частности переход земного населения на соевые продукты. Не обошлось и без устрашающей панорамы свалок в окрестностях Рио-де-Жанейро с популярным объяснением, как в процессе разложения отходов выделяется метан и почему он способствует парниковому эффекту. В конце авторы оставляют слабый луч надежды и намекают на то, что метан тоже можно было бы использовать более рационально, раз уж его некуда девать.
Другие участники группы SOS тоже попытались предложить какие-то возможности выхода из беспросветной экологической ситуации. Кинозарисовка "Ветер" со стремительно бегущими по небу облаками отрекламировала использование экологически чистых источников электроэнергии вроде ветряных электростанций, а юмореска "Одной машиной меньше" - повальное пересаживание ньюйоркцев на велосипеды.
От всех этих экологических криков души остается ощущение не только художественной беспомощности, но и бытовой безысходности. Человечество вроде бы и напугано тем фактом, что оно давно уже производит больше мусора, чем полезных вещей, но ничего поделать с собой не может и, несмотря на все свои старания этот момент отдалить, в обозримой исторической перспективе может захлебнуться в собственных отходах. В ожидании же этого момента ничего не остается, как иронизировать над собственной глупостью, как поступил режиссер Роб Райнер, чей фильм Live Earth под конец развеселил публику, погрузившуюся в апокалиптические раздумья о своей неминучей гибели от загрязнения.
В новой короткометражке Райнер снова обращается к творчеству несуществующей рок-группы Spinal Tap, о которой в 1984-м году снял сатирический фильм в жанре mockumentary - поддельной документалистики. Теперь его герои, не нажившие за прошедшие годы большого ума, воссоединяются для благотворительного концерта против глобального потепления, хотя и не сразу определившись, выступают ли они в поддержку этого отвратительного явления или все-таки против.
В принципе, остаток церемонии выглядел как своего рода продолжение райнеровской абсурдистской комедии. Известный борец за чистоту окружающий среды, бывший вице-президент США Эл Гор выступил с длинной демагогической речью, в которой он дал определение зла как отсутствия правды, а также оперировал выражением Махатмы Ганди "сила правды". После этого выговорившийся вволю политик предоставил слово своему другу Джону Бон Джови, напомнившему зрителю пару своих некогда знаменитых баллад - и хотя заполнивший сцену декоративный дым тоже, наверное, внес посильный вклад в глобальное потепление, подтянутый и цветущий вид бывшей рок-звезды вселял иллюзию, что, может быть, с экологией еще не все так чудовищно и на наш век ее хоть немножко, но осталось.
Украину на Tribeca представит Кира Муратова
В этом году в основной конкурсной программе фестиваля Tribeca впервые участвует фильм от Украины - долгожданная новая работа Киры Муратовой "Два в одном". Показ 2 мая в Нью-Йорке станет мировой премьерой картины. Ранее продюсеры фильма говорили о том, что "Два в одном" будет представлен на фестивале класса А (Tribeca к ним не относится). Прошлым летом на картину претендовал Венецианский кинофестиваль, но к его началу фильм еще не был закончен, а затем премьеру планировалось провести в феврале на Берлинале. В марте новая картина Киры Муратовой получила российскую премию "Ника" в номинации "Лучший фильм стран СНГ и Балтии".
"Два в одном" состоит из двух новелл. В первой части ("Работник сцены"), снятой по сюжету Евгения Голубенко, рассказывается история актера провинциального театра (Александр Баширов), нашедшего за кулисами повесившегося коллегу. Сценарий второй истории ("Женщина жизни") написала Рената Литвинова, сыгравшая в ней коварную вагоновожатую, в которую влюбляется престарелый ловелас в исполнении Богдана Ступки.
Помимо новой работы Киры Муратовой в программе "Мировой художественный нарратив" представлено 18 фильмов. Среди них - "Натюрморт" корейского режиссера Цзя Чжан-Kэ (гран-при прошлогоднего Венецианского кинофестиваля), российская картина "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова (гран-при прошлогоднего Римского кинофестиваля) и скандальная "Леди Чаттерлей" Паскаля Феррана (несколько премий "Сезар").