Волшебство восточного гарема, где султан властвует над массой жён и мимолетно сражает своим достоинством покорных дев, было воспето мужчинами недалёкого ума задолго до лорда Байрона и тысячекратно - после него.
У мужчин с опытом были по сему поводу изрядные сомнения, читайте "Персидские письма" барона де Монтескьё. А историки, вроде старшего современника барона, русского дворянина Андрея Лызлова, знали страшную для мужской гордости правду о султанском гареме. Поэтому их и не читали...
Байрон писал, что образ "повелителя гурий" обходился султану не дешевле, чем Екатерине Великой содержание русской гвардии, и преуменьшил. Счастье нравиться прекрасным дамам стоило султану больше, чем военный флот Османской империи! В конце XIX в. всю Европу всколыхнула весть, что русский великий князь повесил на шею балерины Кшесинской бриллианты "ценой в броненосец". А душка-султан был обязан делать это постоянно!
Отношения султана и гурий не имели ничего общего с любезной мужскому сердцу властью над невольницами. Его гарем был чисто коммерческим предприятием, вроде современных конкурсов "Мисс Вселенная" и "Первая красавица Урюпинска".
Mediterranean Tours & Cruises Гурия ценилась выше, чем современная топ-модель. Конечно, в гарем продавали и пленниц. Это было настоящей восточной сказкой о Золушке. Вроде как бандиты похитили прекрасную свинарку из села N, а выкуп заплатил председатель Синдиката высокой моды, проездом из Парижа. И сказал он пленнице: "Душенька, помоги, - больше мне некем заменить Наоми и Клаудию". (Представьте себе "душеньку", которая ответит: "Нет, месье, ну вас на фиг, хочу обратно к свиньям и бандюгам"!)
Такие сказки, как и сегодня, сочинялись для победительниц всех этапов свирепого кастинга, в ходе которого претендентки, ласково улыбаясь жюри, сыпали друг другу мышьяк в щербет. Заключительный этап напоминал положение топ-моделей, каждый раз проходящих кастинг, чтобы попасть на показ мод.
Девушек, взятых в султанский гарем, содержали гораздо лучше, чем моделей в Москве или Париже. Но привлечь внимание султана, чтобы он пригласил их на ночь, было нелегко. Евнухов из администрации гарема, как современных "голубых" сотрудников домов моды, надо было ублажить так, чтобы регулярно, год и более, попадать в первые ряды девиц, мимо которых пройдёт мэтр.
Но султан отбирал не несколько десятков девиц ежедневно, как сегодня на показ моделей, а одну! При этом периодичность кастингов примерно соответствовала современным сезонам Высокой моды и Прет-а-порте. А участие в "левых" кастингах не допускалось.
Целью гурии было попасть в постель к султану и ублажить его так, чтобы увеличить свои шансы на повторный визит. Султан же знал, что если девушка "залетит" или он, обезумев, "познает" её в третий раз, гурия автоматом станет его законной женой.
Превращение гурии в жену означало, что ей придётся строить личные хоромы с отдельным входом и выделять годовое содержание золотом, равное... даже страшно сказать, чему. Жена имела право завести штат собственных слуг и шляться за покупками по городу, транжиря султанские деньги.
A mostly Lisp weblog Но это были ещё цветочки. От жены нельзя было избавиться! Идиоток, дававших султану повод для развода, практически не было, а нарушать закон его главный блюститель просто не мог! В итоге, определённое число ночей в году султан обязан был спать с женой и удовлетворять её, как бы он к ней не относился.
Самых вредных и нелюбимых жен бедолага султан со скандалом выселил из дворца в Стамбуле во дворец на пленере. Где - представьте себе его героизм! - проводил в год ровно два месяца.
У гурии, так и не попавшей в жены, было два пути: вернуться на родину и потрясать общественность своим высочайшим рейтингом или, подобно многим "моделькам", податься на содержание (в богатом или публичном доме - по обстоятельствам).
Два пути было и у жен. Тем, кому не понравилось быть султаншей, давалось колоссальное приданое - лишь бы согласились повторно выйти замуж и оставить султана в покое. Согласным жить под каблуком экс-султанши и терпеть её высокомерие владыка Османской империи давал в управление целые провинции...
Вы скажете, что для интеллектуальной дамы всё это скучно, да и сейчас интеллигентные девушки не рвутся в модели. Однако это не вполне защищало высшую власть Турции от проникновения умных дам. Довольно вспомнить полячку Роксолану, которая единолично правила мужем и Османской империей...