В отличие от экспрессионизма как такового, озабоченного в том числе и тем, чтобы выражать мир внешний, абстрактный экспрессионизм предполагает, что художник концентрируется лишь на внутреннем мире, на своих индивидуальных переживаниях и только на них. Через изломанные линии и углы абстрактные экспрессионисты передавали любовь, ненависть, потерянность, страх и все остальные эмоции, испытываемые от созерцания мира современным художником.
Новая живописная серия "Цвето-пробы" модного художника Максима Мамсикова - это то ли пародия на абстрактный экспрессионизм, то ли подражание ему. Автор, ранее рисовавший полотна на тему "оранжевой революции" и мрачные урбанистические пейзажи, очевидно, пожелал на время устраниться от какого-либо политического, социального и вообще любого контекста. На этот раз объектом изображения стали сами живописные мазки, бесформенные пятна краски, яркие и контрастные. В этом и выражается близость "Цвето-проб" к идеям абстрактного экспрессионизма и супрематизма - именно Казимир Малевич первым заявил об освобождении краски от служения другим целям, кроме демонстрации цвета. Но если во времена Малевича эта идея воспринималась как нечто новое и авангардное, то сейчас, спустя век, такая живопись выглядит не более чем стильным дополнением к интерьеру квартиры или офиса.
Стоит добавить, однако, что Максим Мамсиков - хороший художник, и его абстракции обладают теми же свойствами, что и абстракции, например, Марка Ротко или Василия Кандинского: они способны внушать эмоции. В случае Мамсикова это эмоции светлые и простые, чистая радость цвета, "чисто живопись" - так, к слову, называлась первая персональная выставка художника. Любопытно, что полного разрыва с прежней манерой у него не случилось - "Цвето-пробы" выписаны уверенной рукой реалиста, и каждый след кисти или шпателя на холсте выглядит не спонтанным, а тщательно продуманным. Скорее всего, для Мамсикова уход от реальности - это лишь временная передышка, попытка поэкспериментировать, поиграть с цветом, на что и намекает название нынешней экспозиции.
Выставка, изначально планировавшаяся как небольшая подборка абстрактных работ, в последний момент была дополнена дюжиной полотен, балансирующих между абстракцией и фигуративом,- портретами участников воображаемой футбольной команды. Впрочем, портретами их можно назвать только с большой натяжкой: потекшие овалы и квадраты лиц, лишенные черт,- это не возвращение к реальности, а все те же похожие на оплавившиеся геометрические фигуры цветные плоскости на белом фоне.