Валентин Сильвестров, пожалуй, единственный украинский композитор, которого при жизни окружает аура безусловного обожания и восхищения. В массовом представлении его образ сформировали несколько общеизвестных биографических фактов. В класс композиции Бориса Лятошинского Киевской консерватории Валентин Сильвестров поступил уже после того, как проучился в Киевском политехническом институте, и с тех пор за ним тянется флер не совсем профессионального композитора - скорее увлеченного музыкой любителя, чуждого всякому "академизму". Затем было исключение из Союза композиторов за неполиткорректные высказывания в адрес советской власти и блестящую победу на зарубежном конкурсе, куда он отправил партитуры в обход официальных инстанций.
К 70-летнему юбилею Сильвестров очень изменился: с инструментальной музыки перешел почти исключительно на вокальную, со светской - на духовную, с русских текстов на украинские. Теперь с плодовитостью конвейера он пишет песни, романсы и хоры, повторяясь с той же естественностью, с которой поощряются "повторения" в музыке всех религиозных традиций.
Концерты Сильвестрова последних лет - своего рода литургии, построенные на одних и тех же мелодиях и гармониях, от которых ждут не новых впечатлений, а скорее очищения и просветления. Так и на нынешнем концерте, который прошел в Национальной филармонии в рамках XVIII Международного фестиваля "КиевМузикФест": почти невозможно было отличать премьеру от непремьеры. Отличалась разве что исполнительская манера трех участвующих в концерте хоров. Муниципальный камерный хор "Киев" (Николай Гобдич дирижировал "Всенощными песнопениями", циклами из двух и трех духовных песен, "Двумя псалмами Давида") подчеркивал инструментальную, колокольную природу фактуры. Темброво ровнее и мягче, ближе к старой украинской традиции звучал камерный хор "Кредо" (Богдан Плиш дирижировал циклом Псалмов на стихи Тараса Шевченко). Выступавшая под занавес капелла "Думка" под управлением Евгения Савчука неожиданно плотно, с крепкими басами, озвучила премьеру "Элегии" на стихи Шевченко.
Однако "контрастная полифония" вечера складывалась не из сопоставления хоров и произведений, а из уникального сосуществования музыки с реальностью: весь концерт отдельной "звуковой дорожкой" на пение накладывались беседы телеоператоров с режиссером, кульминацией чего стала возмущенная и очень громкая реплика оператора посреди "Богородице, Дево": "Да не могу я зажать!" Официальная же часть юбилея началась с того, что представитель секретариата президента Александр Быструшкин, наградив композитора орденом Ярослава Мудрого V степени, процитировал опубликованное в анонсе концерта В Ъ-WEEKEND высказывание господина Сильвестрова о том, как рождается хоровая музыка, отметив: "Было написано по-русски, но я перевел на украинский". Затем взял слово и. о. сопредседателя Союза композиторов Мирослав Скорик. "Действительно, правда победила, ты народный артист, награжденный",- сказал он. А композитору Лесе Дычко оставалось лишь добавить: "Все для тебя есть творчество, и все для нас есть творчество".