Вчера в киевской "Я-галерее" открылась выставка "Цветные объекты" известного украинского абстракциониста Тиберия Сильваши. На этот раз свой любимый инструмент - цвет - художник дополнил еще и объемом.
Тиберий Сильваши - признанный мастер нефигуративной живописи, главный идеолог художественного объединения "Живописный заповедник". Еще в начале 90-х он решительно ушел от предметности и пустился в головокружительное плавание по реке чистого цвета. Во всем мире этим перестали заниматься еще в 1950-е годы. Зато у нас под чутким руководством Сильваши сформировалась целая школа абстракционистов, стремящихся постичь "сакральные значения цвета" и вслед за Василием Кандинским утверждающих, что живопись - это "цветовой инструмент состояния души" и что энергия цвета воздействует на человека чуть ли не на физиологическом уровне.
Глядя на дюжину новых полотен Тиберия Сильваши (все они написаны на протяжении нынешнего года), понимаешь, что все это не так уж далеко от истины. Цвета у Сильваши - яркие, предельно сконцентрированные - вступают между собой в такие контакты, конфликты и коллизии, что кажутся почти одушевленной материей. У человека неравнодушного такая живопись способна вызывать весь спектр эмоций, от дискомфорта до абсолютной гармонии.
Главное же новшество экспозиции состоит в том, что художник, ранее принципиально придерживавшийся "установки на плоскость", на этот раз решил поиграть не только с цветом, но и с объемом. Сам автор называет свои новые работы "преодолением проблемы стены и переходом к живописному осмыслению пространства". Достигается это за счет неравномерного распределения краски на полотне. Кое-где перед зрителем поверхность, слегка тронутая кистью, другие участки покрыты краской так плотно, что сгустки принимают очертания какой-нибудь фигуры. Разглядывать их - такое же упражнение для фантазии, как попытки угадать, какую форму примет в следующую минуту облако. Возможно, тем и хороша абстрактная живопись, что представляет широкие возможности для самых разных интерпретаций. В нагромождении потоков застывшей краски угадываются фантастические животные, разноцветные горы и ущелья. Но главным сюжетом здесь все равно остается цвет - будь то экстравагантно-фиолетовый, ослепительно-изумрудный или непристойно-розовый. С точки зрения техники эти пестрые полотна с цветными наслоениями выполнены весьма добротно. Всех критиков нефигуративного искусства они, очевидно, должны убедить в том, что нынешняя абстракция - не менее многотрудное и ответственное дело, чем живопись старых мастеров.
На выставке также представлены около двух десятков работ, созданных художником еще в начале 1990-х годов, но ранее нигде не демонстрировавшихся. Все они выдержаны в непривычной для нынешнего Сильваши черно-серо-белой гамме. Точнее, черно-коричневатой, охряно-серой и желтовато-белой. Самое занятное в них - игры света и темноты, тщательно выписанные переходы от одного к другому. Впрочем, на фоне последних работ "короля колористики" лишенные цвета картины только проигрывают.