В среду в Колонном зале имени Лысенко Национальной филармонии именитый российский дирижер Антон Шароев открыл серию концертов, посвященных 90-летию Национального симфонического оркестра Украины. Оркестр и дирижер - практически ровесники, и вместе им удалось воскресить присущий музыкантам старшего поколения дух бескомпромиссной борьбы на, казалось бы, самой неподходящей для этого музыке Бортнянского, Чайковского и Моцарта.
Национальный симфонический оркестр, который сейчас возглавляет дирижер среднего поколения Владимир Сиренко, празднование своего 90-летия запланировал на целый сезон. Главный пункт развернутой юбилейной программы - приглашение в Киев всех дирижеров, которым в прошлом довелось возглавить этот оркестр (в то время - Государственный симфонический оркестр УССР) или часто с ним выступать.
Известнейший музыкант старшего поколения (в этом году ему исполнилось 78 лет) Антон Шароев неслучайно оказался первым в списке. Скрипач и дирижер, окончивший Московскую консерваторию, много лет выступавший в составе Струнного квартета им. Чайковского и в качестве солиста Всероссийского концертно-гастрольного объединения, он многое сделал и для Украины. Господин Шароев основал и возглавил Киевский камерный оркестр, ставший первым интерпретатором и пропагандистом камерных сочинений десятков украинских композиторов, в том числе Глеба Таранова, Евгения Станковича, Льва Колодуба, Леонида Грабовского, Виталия Губаренко и Мирослава Скорика. Впечатляющий заряд энергии достался ему, видимо, по наследству - прямыми предками Антона Шароева были основатели Петербургской и Московской консерваторий братья Антон и Николай Рубинштейны. Собственно, на Киевском камерном оркестре господин Шароев не остановился - до сих пор он колесит по всей территории бывшего Союза и организовывает симфонические и камерные коллективы.
Приезжая в Киев в прошлые годы, дирижер отдавал предпочтение камерным программам и работе над музыкальными нюансами. На этот раз в двух отделениях огромного концерта он решился, наконец, выставить напоказ весь свой закаленный советским временем темперамент, причем сделал это на не совсем удобном для экстатических излияний материале - увертюре к опере "Алкид" Дмитрия Бортнянского, Серенаде для струнного оркестра Петра Чайковского (оба композитора, как и дирижер, в равной степени были связаны с Россией и Украиной), Концерте #3 для скрипки с оркестром и Симфонии #40 Вольфганга Амадея Моцарта. В результате "равнинный" и солнечный классицизм стал непредсказуемым, ветреным и "горным". Что, судя по всему, совпало с планами молодого украинского скрипача Тараса Яропуда, солировавшего в Концерте #3,- вместе с дирижером они обнаружили в Моцарте океанические бури.
Необычная трактовка традиционных пунктов филармонических программ возбудила не ожидавшую ничего подобного от немолодого дирижера публику, загнав ее в состояние внутреннего противоречия: в антракте многие истово возмущались по поводу своенравия Шароева, а в конце зал долго аплодировал дирижеру стоя.