В Академическом театре русской драмы имени Леси Украинки состоялась киевская премьера спектакля "Планета" в постановке Евгения Гришковца. По мнению корреспондента, зритель вполне мог расценить постановку как замечательную импровизацию, а не достижение Евгения Гришковца, которое на самом деле он шлифует последние семь лет.
Премьера "Планеты" состоялась в Москве в 2001 году. Евгений Гришковец поставил спектакль в дуэте с актрисой Вахтанговского театра Анной Дубровской - поскольку история о любви, то без женской помощи ему было не обойтись. Киев появился на орбите "Планеты" только спустя семь лет.
Когда именно начался спектакль в Театре русской драмы, так никто и не понял: Евгений Гришковец вышел на сцену, начал общаться со зрителями. Через некоторое время свет в зале погас, а разговор не прекращался. Автор перешел к монологу очень плавно, без всяких вступлений. На сцене была обустроена маленькая комната с кроватью и телефоном, окно, а также находились Он и Она (безымянные персонажи пьесы - случайные жители большого города). Судя по задумке автора, в Ее жизни Его не существует. Она ходит на работу, на свидания, болтает по телефону с подругой, читает книги - в общем, заурядная девушка из толпы. О Нем с первых минут становится известно следующее: достаточно состоятельный, чтобы позволить себе дорогие напитки в баре, и достаточно симпатичный, чтобы понравиться женщине. Впрочем, из толпы это Его также особо не выделяет. Герои не знакомы. Он рассуждает о моментах, когда можно почувствовать, что "ты действительно есть", говорит о любви, облетает в своих фантазиях вокруг планеты, чтобы найти это чувство, но не в одной стране мира не находит. Затем герой рассказывает о вечернем городе, о машинах, об огромных плакатах, которые развешены вдоль проспектов. Он произносит банальные фразы, стараясь продемонстрировать абсурдность здравого смысла: "Заранее знаешь, что жизнь свое возьмет и ты успокоишься". Герой Гришковца не сомневается в этом, но задается вопросом: "Жизнь-то свое возьмет. А что мое? Что возьму я?" Сам на свой вопрос он не ответит, а по причине одиночества и от других ответа не услышит.
После всех этих философских тем, не слишком, впрочем, в них углубляясь, герой снова возвращается к любви. Рассуждает о том, как она возникает, говорит о том, как внезапно, после очередного выдоха, можно осознать, что она закончилась. С восхищением произносит слова: "Когда влюбляешься, то кажется, что все фильмы, все песни и стихи - все обо мне", приводя для примера стихотворение "Зайку бросила хозяйка".
Анна Дубровская произносит (не считая реплик во время телефонных разговоров) только один монолог, который написала для себя сама. Подчеркивая и без того заметную заурядность героини наивными интонациями, в конце монолога героиня приходит к выводу, что ценить что-либо мы начинаем только после того, как теряем.
Сюжет спектакля пересказать невозможно. Да его в привычном понимании и нет вовсе. За два часа успеваешь вместе с актерами влюбиться и разлюбить, почувствовать себя человеком в окне и тем, кто заглядывает в окна, найти для себя ответ на целый ряд жизненно важных вопросов и во всем разочароваться.
Финалом этой лишенной начала, кульминации и развязки истории можно считать вывод Евгения Гришковца - главное, чтобы тебя ждали. И ждал именно любимый человек. Только тогда, мол, жизнь обретает смысл.