На днях в столице в очередной раз громко пиарили украинское искусство - открылся второй международный фестиваль искусства "Арт-Киев". Организаторы обещали свести к общему знаменателю ведущие галереи страны и прихотливых покупателей, показать картины из личных коллекций украинских политиков и прочих знаменитостей, а также заполнить все пять этажей Украинского дома сотнями картин совершенно разных стилей и стоимости.
Бесформенный арт
Вспоминать, что такое культурный процесс стало модным последние пару лет, во многом благодаря телевидению, разнообразным "светским хроникам" и благотворительным аукционам. Ведь где еще, как не на открытии выставки или распродаже раскрашенных свиней можно так эффектно блеснуть последним платьем из коллекции нового украинского дизайнера? Ну и заодно, прикупить парочку картин для гостиной (или уборной) - чтоб память о вечере осталась. Чем масштабнее мероприятие, тем больше количество единиц искусства, обязательных к приобретению, чтобы было чем меряться в дальнейшем перед коллегами по тусовке. Недаром итоги прошлого фестиваля организатор Наталья Заболотная с энтузиазмом представила как "обилие дорогих машин на парковке и фуры, наполненные картинами в последние дни работы фестиваля". Если уж сами организаторы в первую очередь представляют результат подобной направленности как самоцель фестиваля, об искусстве речь зайдет только косвенно. Сама по себе прекрасная задумка "Арт-Киева" в этом плане - рог, а точнее зал изобилия, где даже самый захудалый олигарх найдет себе что-нибудь по душе.
Фестиваль, тем не менее, по отзывам как и журналистов так и ведущих деятелей искусства, ожидали чуть ли не все 15 лет независимости. Поэтому его первую версию в 2006 году принимали с восторгом вне зависимости от его уровня. В этом году экспозиция возросла в несколько раз, но в качественном отношении так и осталась на посредственном уровне, что было особенно видно на фоне пафосных речей об "аналоге нашего фестиваля" - европейской ярмарки искусств Арт-Базель. Дескать, у нас в Киеве на "такую же ярмарку" сразу пришло больше людей, чем в Базеле (с населением меньше 200 тысяч человек), фестивальная традиция которого насчитывает более 30 лет. Видимо, по этой причине - народ и так пойдет посмотреть на новинку, - организаторы решили, что сама форма искусства абсолютно неважна для искушенного зрителя, и разместили картины с инсталляциями в крохотных пластиковых боксах, больше подходящих для продажи нижнего белья на рынке. А колорит самого Украинского дома, единственная сомнительная заслуга которого в том, что это самая большая фестивальная площадка страны, дополнил образцы современного искусства очаровательным духом "совка". Один из самых важных элементов хорошей композиции - освещение, напоминал о гестапо, прожекторах для строительных работ и дороговизне электроэнергии в Киеве одновременно. В итоге многие работы невозможно было рассмотреть либо из-за бликов на стеклах, либо из-за света, бьющего в глаза.
Нельзя не отметить, что действительно яркие работы на фестивале можно и нужно найти. Как всегда, отметились галереи "Цех", "Коллекция", и в принципе, половина второго этажа Украинского дома, где и расположилась основная масса приглашенных в вечер открытия выставки. Достаточно приятный проект показала Александра Жумайлова-Дмитровская, представив многоплановую инсталляцию Киева-Амстердама между первым и вторым этажом, в то время как фантасмагории цвета папы и дочки Сильвашей заполнили соседний зал. Сигитас Станюнас из Литвы прибыл на открытие собственной персоной и оживил верхний этаж Украинского дома своей живописью. Госпожа Мась, вот уже второй год подряд, стала специальным гостем фестиваля, тоже пользовалась успехов у пришедших, правда, сама обстановка "мастерской", в которой выставлялись ее глянцевые полотна, приковывала больше внимания, чем ее работы на стенах. В целом экспозиционное пространство по стилю варьировалось от тенденций ПинчукАртЦентра до Андреевского спуска - сборная солянка без кураторского взгляда.
По задумке организаторов, часть картин была предоставлена из личных коллекций Кинахов, Мороза, Порошенко, Яна Табачника, Сергея Буряка, Эдуарда Прутника и других. Однако искать в этом гламурном хаосе где и чья картина не было ни сил, ни желания ощутить новые разочарования.
Почем искусство?
Входной билет на "Арт-Киев" стоит 5-10 гривен, однако попасть туда можно и бесплатно - было бы желание, уверяет Наталья Заболотная, причем стоимость всей экспозиции оценивается в 4-6 миллиона долларов. В тоже время в ПАЦ при бесплатном входе - пока что принципиальная концепция Виктора Пинчука - экспозиция оценивается гораздо выше, не говоря о прекрасно организованном пространстве. Как правило, в Киеве, чем интереснее проекты открывает галерея, тем доступнее по деньгам она для среднестатистического киевлянина. Чем гламурнее - тем больше шанс напороться на хорошо разрекламированное "действо", не особо относящееся к искусству как таковому.
В связи с нынешней ситуацией, в которой культурные тренды находятся только на этапе формирования, а также вечным отсутствием денег у государства для поддержки этой самой культуры, процветания рейдерства и коммерчески выгодным подделыванием работ - любой сколь либо известный арт-проект рассматривается как глоток воздуха, надеждой что "у нас все будет". Однако принимать желаемое за действительное - проблема большинства таких проектов. Раньше устанавливать "что круто, а что - нет", было гораздо проще - для необразованного зрителю с тягой к прекрасному достаточно было написать в в газете или на выставке, что увиденное - образчик высокого искусства, и он поверит. Сейчас продвинутый зритель основывается и на собственных эмоциях, и на критике действительно успешных мировых и украинских проектов, так что поверить в то, что "дорого - значит настоящее искусство" могут лишь политики и светские модницы.