Телевизионный рынок - единственная ниша, где могут развернуться наши киношники. Кроме того, сейчас это еще и своеобразная кузница производственных кадров. Студенты, снимающие нормальные дипломные фильмы, очень быстро получают возможность снять свой "телемувик".
Снимать телесериалы и "телемувики" намного дешевле и выгоднее, ведь окупить полнометражный кинофильм сейчас практически невозможно. Потому все громкие премьеры последних лет, которые таки попали на большие экраны, - убыточны. Директор компании "Интер медиа продакшен" Егор Бенкендорф рассказал "k:": "Если говорить о большом, прокатном кино, то я не знаю, какое должно произойти чудо, чтобы фильм "отбился", выйдя в прокат только на украинском рынке. Это просто нереально. Даже если в кинотеатры будут стоять очереди". Подтверждает его слова и глава государственной службы кинематографии Анна Чмиль, которая во время прошедшего недавно кинорынка "Молодисть" заявила, что отечественный фильм не может конкурировать с иностранным: "И не потому, что наше кино хуже, а исключительно по экономическим причинам. Прежде чем его увидит зритель, он четыре раза облагается НДС, а это не позволяет даже думать о рентабельности кинопроизводства. Подобной практики нет ни в России, ни в США".
Кстати, российские продакшены уже не в состоянии самостоятельно наполнять свой телеэфир. Именно поэтому Россия так заинтересована в нашей продукции (или копродукции), и большая часть заказов приходит оттуда. Из-за этого часто приходится, снимая в Украине, менять номера машин, географические названия, униформу и прочее с украинских на российские.
Критики российско-украинского киносимбиоза обвиняют авторов украинского "мыла" в безликости, утверждая, что это кино назвать украинским можно лишь условно. В то же время фильмы, сфокусированные на украинских реалиях и рассчитанные исключительно на украинскую аудиторию, довольно трудно продать где-то за пределами Украины. Снимать же кино без государственных дотаций и заведомо без коммерческой выгоды не может себе позволить никто. Есть, конечно, такие прецеденты, как сериал "Украдене щастя", который сначала хорошо прошел у нас, а потом повторил свой успех на российском РТР. Но это скорее исключение, чем правило.
Между тем существуют и оптимистические прогнозы некоторых экспертов, утверждающих, что через несколько лет наши продакшены начнут производить локальный продукт на украинском языке и нацеленный исключительно на украинский телерынок. И это уже будет рентабельно.
"Украинское кино востребовано", - заявляет продюсер кинокомпании Production UA Юлия Чернявская. По ее словам, за последние несколько лет украинское кинопроизводство достигло достаточно высокого уровня качества и востребовано не только на внутреннем рынке. "В связи с этим нас часто обвиняют в том, что львиная доля украинских "телемувиков" снимается преимущественно на русском языке и с российскими звездами. Но, на мой взгляд, важнее другое: украинский кинематограф развивается. И главное, отечественное кино вполне конкурентоспособно и самодостаточно, многие наши телефильмы и сериалы с успехом выходят в России, Балтии и других странах, причем на каналах "первого эшелона".
Несмотря на то что основным украинским кинотоваром пока что являются сериалы и телефильмы, а основным покупателем продолжает оставаться Россия, у нас уже существуют организации, составляющие протекцию украинскому кино за рубежом, помогая отечественным режиссерам и продюсерам попасть на фестивали и кинорынки. Если раньше этим занималась только Ассоциация продюсеров Украины, то теперь опекать наших кинопроизводителей взялась еще и "Украинская кинофундация" - дочернее предприятие благотворительного фонда "Украина 3000", которое возглавляет бывший генеральный и нынешний арт-директор кинофестиваля "Молодисть" Андрей Халпахчи. "Мы будем осуществлять всю работу в сфере промоушена: дублирование, подготовку субтитров, стендов, павильонов, обеспечение рекламой, плакатами и тому подобным. Ведь для того чтобы продать продукт, нужно обратить внимание и на его упаковку", - рассказал "k:" Халпахчи. Кроме того, "Украинская кинофундация" ежегодно будет издавать каталог отечественных фильмов.
Вроде бы все правильно, но не покидает ощущение, что начинаем мы не с того. Ведь в упаковку надо что-то упаковывать, а полноценный каталог надо заполнить чем-то посущественнее студенческих работ. В этом контексте действия "мыловаров", предоставляющих свои площадки вчерашним студентам, выглядят более последовательными.
Кстати, все продакшены, снимающие телепродукты, со временем предполагают перейти на прокатное кино. И некоторые уже даже сделали конкретные шаги в этом направлении. Так, кинокомпания "Стар Медиа" недавно начала съемки своего первого прокатного проекта молодежной комедии "Ось ординат".