Лондон, Май 13 (Новый Регион, Анфиса Шахова) – Немецкие ученые утверждают, что обнаружили остатки дворца царицы Савской и алтарь, на котором, возможно, хранился Ковчег. Открытие, о котором объявил Гамбургский университет, вызвало скептические шепотки среди археологов.
Местоположение Ковчега, как, собственно, и вопрос о том, существовал ли он в реальности, уже несколько веков вызывают споры. Ковчег слывет самым бесценным сокровищем древнего иудаизма, пишет лондонская газета The Times (перевод Инопресса.ру).
Вокруг него ломаются копья в спорах о том, чем следует заниматься археологии – составлением хроники взлетов и краха цивилизаций либо исследованием границ между мифами и историей Древнего мира.
Профессор Хельмут Цигерт из археологического института при университете с 1999 года руководит раскопками в Аксуме, что на севере Эфиопии. «Исходя из датировки, местоположения и обнаруженных нами деталей я уверен, что это и есть тот самый дворец», – сказал Цигерт. Он подразумевал дворец царицы Савской, которая, как считается, жила в X в. до н.э.
После смерти царицы ее сын и наследник Менелик воздвиг на месте дворца храм, посвященный Сириусу. Немецкие исследователи полагают, что царица, имевшая любовную связь с царем Соломоном, увезла Ковчег из Иерусалима, а затем Ковчег был вделан в алтарь Сириусу.
«Из полученных нами результатов следует, что культ Сотиса сложился в Эфиопии с приходом иудаизма и прибытием Ковчега Завета и бытовал до 600 г. до н.э.», – сказано в заявлении, распространенном Гамбургским университетом от имени группы исследователей. Древние греки называли словом «Сотис» звезду Сириус.
Согласно Библии, Ковчег был изготовлен из дерева акации и обит золотыми пластинами. Его венчали фигуры двух золотых херувимов, помещенные на крышке. Как считалось, Ковчег даровал огромную мощь. Примерно в 586 г. до н.э., когда вавилоняне одержали победу над израильтянами, Ковчег пропал.
Много веков поиски Ковчега считались одной из величайших задач. Его история вдохновила не только кинематографистов, которые в 1981 году сняли фильм «В поисках утраченного Ковчега», но и страны, стремившиеся установить преемственность с древними цивилизациями.
Многие археологи полагают, что их профессия не имеет ничего общего с погоней за мифами. Даже если Ковчег и будет обнаружен, будет невозможно установить с научной точностью, является ли этот артефакт изначальным ларцом для хранения Десяти Заповедей.
Айрис Герлах из Германского археологического института в Сане (Йемен) полагает, что религиозный центр Сава (Шеба) находился на территории современного Йемена. Хотя Герлах не идет в лобовую атаку на своего коллегу профессора Цигерта, ее идея ясна: такая реликвия, как Ковчег, должна была храниться не в Аксуме, а в каком-то крупном городе, имевшем важное значение для религии.
Поиски продолжаются
– Существуют версии о местонахождении Ковчега в Египте, Зимбабве и даже Ирландии, где проводились соответствующие раскопки на холме Тара.
– Более достоверной считается версия о его хранении в священном городе Аксум в Эфиопии.
– Эфиопы верят, что Ковчег охраняют монахи собора Пресвятой Девы Марии Сиона в Аксуме, причем видеть его может только хранитель Ковчега, а, следовательно, это утверждение невозможно проверить или опровергнуть.