Для американцев сценарист и режиссер По — один из родоначальников независимого кинематографа, стоявший вместе с Джимом Джармушем и Абелем Феррарой у истоков No Wave Cinema. Может быть, поэтому фильм «Империя II» и воспринимается как своего рода пародия на знаменитую «Империю» Энди Уорхола.
Имперские амбиции Америки, реализованные в России, — весьма актуальная тема. Учитывая, что, как верно замечает Эмос По, империя и правда находится на грани краха.
— «Империя II» — пародия на Уорхола или частная мифологизация города в дни, когда мир в определенной степени разочаровался в Нью-Йорке?
— Интересный вопрос…
Конечно, Уорхол во многом повлиял и на меня лично, и на эту картину. Но дело не в нем. Можно сказать, что это концептуальный ремейк, с той точки зрения, что это похоже на то, как сам Уорхол штамповал картины или делал «ремейки» банок из-под супа.
С другого берега. Дочь великого Редфорда пробует себя в режиссуре. Героиня ее «Гитары» мечется между музыкой и супермаркетами, чтобы в конечном счете найти себя и гармонию внутри своей жизни. Самой Эмми найти себя помог отец.
Читать дальше С художественной точки зрения в фильме, конечно, много постмодернизма, но с таким же успехом он мог бы быть вдохновлен и другими вещами. Всё зависит от того, что брать точкой отсчета.
С точки зрения масштаба — того, как помещается в кадр пространство, — это очень личный фильм, потому что я показываю в нем Нью-Йорк одного окна, одного балкона.
Тут обыгрывается визуально-внутренний образ Нью-Йорка, раскатанный, как блин, по пространству времени. Меня интересовал взгляд на Нью-Йорк одного человека в течение одного года, ужатый до трех часов.
Так что получается, это фильм одного года и трех часов, как бы странно это ни звучало.
— А это уже фактически мифологическая категория… Почти миф.
— Да, пожалуй. Миф и поэзия. Эпическое поэтическое полотно. Попытка написать эпос при помощи камеры или при помощи компьютера.
С другого берега. Майкл Толкин, написавший массу первоклассных сценариев («Игрок», «Под прикрытием»), тем не менее, предпочитает литературу и рыдает над романами, которые пишет. Книги важнее — ведь они расширяют границы нашего определения мира…
Читать дальше Это гораздо более цифровой фильм, в большей степени фильм XXI века, чем фильм Уорхола был фильмом 60-х годов. И он тоже играет с понятием времени, с физикой времени.
Если представлять время как хронологическую последовательность событий, то есть одну минуту, следующую за другой, один час, один день, один месяц и т.д., здесь — из-за провалов во времени, которые я сделал намеренно, — представляется другая временная последовательность.
То есть я вынул время из времени.
— Высокая философия…
— Когда вынимаешь время из времени, нарушается ход этой самой хронологии и получается особая атмосфера. Так произошло со мной на съемках.
Мы снимали ровно 365 дней, целый год, и в конце года у меня было 60 часов съемок. Но мне нужно было сократить их до трех, потому что я не хотел, чтобы зрители страдали.
Применяя уорхоловскую концепцию отсутствия монтажа, как превратить 60 часов в три, ничего не вырезая?
Поэтому я просто задал в компьютере программу сжать файл на 200%. И я получил три часа из 60, вынув время из времени, а затем сжав время. Такая философия.
Вычитая время из визуальной реальности и сжимая его, получаешь совершенно другой, неведомый ритм жизни.
С другого берега. Эй Джей Шнэк раздобыл несколько часов пленок с голосом своего кумира Курта Кобейна, из которых и сделал фильм. Теперь Шнэк ведет блог, где объясняет, чем профессиональная документалка отличается от любительской.
Читать дальше Каждый звук, любая музыка, любое сопровождение на звуковой дорожке, будет неизменно синкопировать, потому что визуальный ряд переходит в другую реальность.
А задача авангардного кинематографа — создавать новую реальность. И потом я создал саундтрек, который повторял бы рисунок эмоционального прилива и отлива, выходя за пределы абстракции картинки.
Но всё это очень сложно звучит, а снимать фильм на самом деле по-своему смешно. Я старался обыграть и идею о том, что американская империя вот-вот рухнет.
— Ну, у вас получается прямо-таки апокалиптическая картинка, особенно если вспомнить, что происходило в Нью-Йорке в последнее время…
— Да, для меня это в определенной степени наблюдение за падением Римской империи изнутри. Со всеми ее ценами и выпивкой!