Настя появилась в нашей редакции на последней перед Новым годом летучке, бойко заявила тему про отстрел бродячих собак в Москве, внимательно выслушала замечания. После планерки народ не спешил расходиться, возле наряженной елки все поздравляли друг друга с наступающими праздниками, интересовались, у кого какие планы на каникулы, настроение было отличное. Теперь мне кажется, что его создала именно Настя — настоящая Снегурочка того вечера. Она всем улыбалась, со всеми шутила, с задором рассказывала, о какой куче интересных вещей она будет писать в следующем году, гордо сообщала всем, что вот уже пять дней не берет в руки сигарету...
Обещанный текст она хотела сдать как можно раньше. Я предлагала ей не торопиться, спокойно разработать тему. Но она спешила жить. За свои 25 лет она перепробовала столько, сколько обычный человек и за 60 не успеет.
Она занималась боевыми искусствами, операторским мастерством, прыгала с парашютом, была кандидатом в мастера спорта по шахматам, увлекалась буддизмом, анархизмом, курировала экологические проекты, помогала мигрантам, боролась с фашизмом и произволом карательной системы, сменила дюжину работ, успела выйти замуж и развестись. При этом она еще успевала писать стихи. «О, с каким скепсисом я приступал к чтению! — вспоминает бывший муж Насти Александр Фролов. — Но после первой же строфы я растерялся — до того талантливо было! Фразу «Каждую минуту где-нибудь в мире утро» я до сих пор считаю гениальной. Это гимн оптимизму — каждую секунду кто-нибудь радуется солнечному свету, где-то поют птицы и на столе дымится черный-пречерный кофе, выпив который люди едут из Каира в Варшаву».
Друзья говорят, что в Насте парадоксально сочетались огромный творческий заряд и стихийная рациональность. Она была натурой увлекающейся, способной фанатично отдаваться той цели, которую перед собой ставила. В своем блоге Настя признавалась: «И свистит в голове: ты ещщще ничего не умееешшшь... ниииииччччеееегггоооо.... надо всему учиииитьсяяаааа...!!! надо много-много возможностей, чтобы делать чудеса. надо работать. рабооотаааать ооочень много».
Настю все называли умницей. Она разбиралась во всем — от астрономии до философии, от программирования до литературы. Ее брали в самые престижные вузы — от МГИМО до Йельского университета, но учиться она решила на журфаке МГУ. Педагоги видели в студентке большой потенциал.
«С Настей мы познакомились лет семь или восемь назад в Севастополе, в Черноморском филиале МГУ, — вспоминает доцент журфака МГУ Григорий Пруцков. — Как и для каждого яркого студента, ЧФ МГУ был тесен для неё. Поиски профессионального пути привели ее к нам на вечернее отделение. Когда мы с Настей здоровались в коридорах, я думал: «Как хорошо, что уехала она из провинции в столицу и перспектива состариться где-нибудь в редакции «Севастопольских известий» или «Флага Родины» теперь ей не грозит».
В декабре Настя чувствовала себя особенно счастливой. «Мы проболтали с ней целую перемену. Она буквально светилась от счастья. Ей наконец удалось уволиться с предыдущего места работы, где она занималась рекламными статьями, и уйти в большую журналистику, — рассказывает студентка пятого курса журфака МГУ Маргарита Верховская. — В «Новой газете» и «Часкоре» она хотела заняться расследованиями, собиралась поставить перед читателями те проблемы, о которых знала не понаслышке».
Новые перспективы, новые надежды и мечты делали девушку бесстрашной. Она готова была изменить мир. Вот почему близкие Насте люди без колебаний поверили в то, что она погибла, пытаясь задержать убийцу.
«Настя сделала совершенно невероятный с обывательской точки зрения выбор: она бросилась на вооруженного убийцу, пытаясь его задержать, — пишет Григорий Пруцков. — Уверен, что выбор, который сделала Настя в решающий миг своей жизни, повторяет подвиги древних и новых героев».
В своем блоге Настя написала: «Я попыталась представить себя через 10 лет и зашла в тупик». Но ее друзья не сомневаются — она могла измениться внешне, но в душе осталась бы прежней. «Очень честной, но при этом очень свободной, — говорит друг Анастасии Александр Черных. — Но главное, она по-прежнему бы верила в людей. Всем знакомым она давала такой кредит доверия, что в ее присутствии они невольно становились лучше, стараясь оправдать ее ожидания».
Коллектив редакции «Часкора» выражает соболезнования родственникам и близким Анастасии Бабуровой.
Прощание с журналисткой Анастасией Бабуровой состоится с 10:30 до 13:00 23 января в ритуальном зале ЦКБ по адресу ул. Маршала Тимошенко, дом 25 (станция метро «Крылатское»).