Глава МИД Японии Сэйдзи Маэхара покидает свой пост - из-за обвинений в нелегальном получении пожертвований из иностранного источника. Министр уже попросил прощения за свои действия. Маэхара пробыл на своем посту менее полугода и запомнился гневными репликами в адрес России в споре из-за Курил. Глава МИД Японии Сэйдзи Маэхара подтвердил в воскресенье, что решил покинуть свой пост. Во время пресс-конференции в Токио он пояснил, что принял такое решение в связи с разгоревшимся вокруг него скандалом, связанным с нелегальным получением пожертвований. Министр попросил прощения у японцев за свои действия.
В сообщения «Интерфакса» отмечается, что премьер-министр Японии Наото Кан просил главу МИД продолжить работу, однако Маэхара отказался. Переговоры с премьер-министром в воскресенье тщетно продолжались два часа.
Маэхара пробыл на своем посту менее полугода. Происходящее в нынешнем кабинете Кана все больше напоминает кадовую чехарду. Популярность Кана также находится на позорно низком уровне.
Решение министра связано со скандалом, касающимся схем финансирования предвыборных кампаний, передает
ИА «Росбалт». Напомним, глава внешнеполитического ведомства Японии оказался в центре скандала после того, как его уличили в незаконном получении политических пожертвований от иностранного гражданина. Сам Сэйдзи Маэхара этот факт признал, а днем принес извинения за то, что получал пожертвования от лица неяпонского гражданства.
Министр на протяжении четырех лет якобы получил не менее 200 тыс. иен (около 2 тыс. 400) от 72-летней гражданки Южной Кореи. Кореянка проживает в Киото, где держит ресторан.
Глава МИД Японии разъяснил, что знает женщину с юности. По его словам, она поддерживает его политическую деятельность. Он признал получение от нее лишь 50 тыс. иен (600 долларов) и пообещал вернуть ей деньги и внести необходимые исправления в свой финансовый отчет.
«Нарушение закона о политических пожертвованиях - серьезное преступление, при совершении которого виновный должен быть лишен представительских полномочий», - заявил ранее генсек Либерально-демократической партии Япони Нобутэру Исихара.
Добавим, Маэхара известен своими жесткими заявлениями относительно территориального спора с Москвой. В частности, он сделал заявление о том, что на Южных Курилах русские никогда не жили, поэтому у них
нет никаких исторических прав на эти земли.
«Что касается четырех северных островов, исторически там никогда не жили русские, только японцы. После нападения российской армии 17 тыс. жителей уехали оттуда. Сейчас осталось только 7,5 тыс. человек, и они желают вернуться туда. Мы хотели бы провести мирные переговоры с применением диалога. Мы утверждаем, что Северные территории Курильских островов являются исконными японскими территориями, и хотели бы как можно скорее решить этот вопрос и развивать наши отношения дальше», - сказал Маэхара месяц назад.
В середине февраля Маэхара приезжал и в Москву, однако его переговоры с российским коллегой
Сергеем Лавровым закончились безрезультатно.
Наблюдатели еще в сентябре прошлого года отмечали, что главой МИДа Кан назначил человека, не обладавшего никаким дипломатиеским опытом. О его внешнеполитических предпочтениях можно было судить по его работе в парламенте и в аппарате партии. Известно, что уже с начала 1990-х годов он выступал за активное влияние Японии на дела за рубежом, то есть за отказ от политики самоизоляции, которая господствовала в Стране восходящего солнца в первые десятилетия после войны.
«Я
знаю господина Маэхару с тех пор, когда я еще работал в МИДе, а он – в парламенте, – сказал тогда газете ВЗГЛЯД профессор Казухико Того, глава института глобальных исследований при университете Киото Санье, бывший глава евродепартамента МИД Японии. – У него было очень реалистичное представление о нашей политике безопасности. Он всегда подчеркивал, что Япония должна вести более ответственную политику безопасности. Например, в 1990–91 году, во время подготовки первой войны в Персидском заливе, он выступал за то, чтобы японские войска участвовали в операции ООН по освобождению Кувейта вместе с другими странами». Но, как напоминает эксперт, решение об интервенции в Токио так и не было принято.
По словам Того, на посту министра транспорта Маэхара запомнился тем, что вел активную экологическую политику.
Как признавал в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД профессор Того, один из крупнейших специалистов по России в Японии, о том, насколько велик опыт Маэхары в отношениях с Россией ничего не было известно.