«По нашим оценкам экспорт украинской продукции сократится примерно на 5 миллиардов долларов в том случае, если российский рынок будет полностью закрыт». Такими словами Арсений Яценюк призвал Украину готовиться к полному прекращению товарооборота с Россией. Для России это будет куда меньшей потерей, чем для самой Украины.
Украинские власти считают, что полное прекращение торговли с Россией – вполне вероятная перспектива.&В «Мой прогноз следующий: надо готовиться к тому, что у нас будет практически полное ограничение торговли с Россией в двустороннем формате», – заявил премьер-министр Украины Арсений&В Яценюк.
Власти США в среду ввели новые санкции в отношении российских компаний, в том числе Газпромбанка и Внешэкономбанка, а также энергетических компаний&В «Роснефть»&В и&В «Новатэк». Премьер Украины полагает, что эта ситуация не может не отразиться на его стране.
«Когда западные страны вводят санкции против России, закрывают рынки, несут убытки, а мы сидим и думаем, что оно все так просто пройдет, – это неправильно и не отвечает нормам международного права, и не отвечает главному – понятию нашего достоинства. Я понимаю все экономические последствия, и вы понимаете. Но я также понимаю, что Россия – это не единственный рынок в мире, куда украинская продукция должна поставляться. Поэтому правительство готово сделать все для того, чтобы в краткосрочной перспективе мы диверсифицировали рынки. По нашим предварительным оценкам экспорт украинской продукции сократится примерно на 5 миллиардов долларов в том случае, если российский рынок будет полностью закрыт», – заявил Яценюк.
Россия является главным торговым партнером Украины,&В даже несмотря на то, что в последние годы товарооборот между странами сокращается.&В Например, в прошлом году товарооборот между двумя странами превысил 378 млрд рублей (более $11 млрд). Спектр товаров, которые Украина экспортирует в Россию, достаточно велик: это продовольственные продукты и целлюлозно-бумажные изделия химической промышленности, кожевенное сырье, древесина, текстиль, продукция химической промышленности, оборудование и т.п. Очень важна машиностроительная продукция: Украина экспортирует в Россию ряд критически необходимых компонентов для ВПК, например, авиационные двигатели.
Согласно классификации украинской Госслужбы статистики, в&В страны Таможенного союза за первое полугодие прошлого года было поставлено товаров на $9,7 млрд.
Большинство поставляемых товаров с высокой добавленной стоимостью. Первое место по объему экспорта занимают черные металлы, за ними идут железнодорожные локомотивы, ядерные реакторы, котлы, машины, изделия из черных металлов, электрические машины. Продукты питания в структуре украинского экспорта в Таможенный союз занимают лишь четвертую позицию.
В свою очередь в страны Евросоюза было поставлено товаров несколько меньше – на&В $8,4 млрд.
В Европу экспортируется больше сырья – черная металлургия и пищепром занимают почти половину всего экспорта (две трети продуктов питания, идущих на экспорт в Евросоюз с Украины, составляют зерновые), уже затем идут руды, электромашины и транспортируемые нефтепродукты.
Эксперты считают, что разрыв торговых отношений с Россией будет гораздо болезненнее для украинской стороны. По словам президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, слова Яценюка стоит воспринимать прежде всего как предупреждение украинскому бизнесу.
«В том плане, что бизнес должен готовиться к тяжелым временам. Дело в том, что украинская экономика от двусторонней торговли с Россией зависит существенно больше, чем российская. Особый случай – это кооперация в оборонно-промышленном комплексе. Но эта кооперация уже по сути приостановлена. В основном в российских рынках заинтересованы именно украинские предприятия. Что касается торговли газом, ей нет альтернативы», – считает Ремизов.
Эксперт полагает, что в принципе Украина могла бы существенно сократить потребление российского газа, если бы системно занималась энергоэффективностью. Но это требует больших вложений и большого времени. Причем надо учитывать, что для украинской обрабатывающей продукции российский рынок базовый, а рынок стран Евросоюза компенсировать эти потери не сможет.
«Украине не удастся в обозримом будущем стать полноправным игроком на европейских рынках. Продукция обрабатывающей промышленности либо не будет допущена, либо будет не конкурентоспособна, в том числе это касается и пищевой промышленности. По сути, этот рынок затоварен в Европе. Европейцы платят своим сельхозпроизводителям, чтобы они ничего не производили, а новый игрок на этом рынке им не нужен. Могут, конечно, потребоваться пахотные земли, но будет уже просто сырьевая провинция», – считает Ремизов.
Председатель правления инвестиционного холдинга «Финам»&В Владислав Кочетков замечает, что торговля газом под прекращение торговых отношений не попадает.
«Это совершенно другое дело. Это и не торговля, а транзитная функция, исполнение которой Украина многократно гарантирует перед Европой. И транзит она прекратить, скорее всего, не сможет. Конечно, могут быть попытки воровства, но с учетом того, что Украина стремится с Европой максимально дружить, а факт воровства будет сразу замечен, я думаю, что в этом году Украина скорее будет мерзнуть, чем воровать.
Речь идет о металлургии, удобрениях и т.п., то есть тех товарах, которые составляют товарооборот между странами. От прекращения и торговли в большей степени проигрывает Украина, для которой Россия была крупнейшим рынком сбыта. Для России это менее значимо – потери чуть более одного процента внешнего товарооборота абсолютно не фатальны. Но ущерб для украинской экономики будет очень значимый», – уверен Кочетков.