Премьер-министр Украины Арсений Яценюк раскритиковал главу своего же Минэнерго за контракт с Россией о поставках электроэнергии. Его возмутила цена, а также то, что в документе Крым официально называется федеральным округом РФ. Не нравится премьеру покупать и уголь в России, он хочет брать его в Польше. Яценюк продолжается кусать руку, которая его кормит.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк возмутился тем, что в контракте между Россией и Украиной о поставках электроэнергии Крым называется федеральным округом Российской Федерации. Тем самым Минэнерго Украины юридически признало, что полуостров является частью России, а не Украины.
Яценюк потребовал от министра энергетики и угольной промышленности страны Владимира Демчишина дать объяснения по этому поводу. Об этом пишут украинские СМИ со ссылкой на письмо-распоряжение премьер-министра министру энергетики.
Речь идет о контракте на поставки российской электроэнергии на Украину во бъеме до 1,5 тыс. мегаватт, который был подписан Укринтерэнерго и российским Интер РАО 30 декабря 2014 года. Россия согласилась помочь Украине, оказавшейся на пороге энергетической катастрофы из-за нехватки угля. Однако в обмен Москва потребовала от Киева обеспечить надежное и бесперебойное энергоснабжение Крыма.
Защитить крымчан было одной из главных задач. К тому времени Украина уже несколько раз с целью шантажа полностью обесточивала Крым. Последний раз полуостров оказался без электричества на четыре часа 26 декабря 2014 года. Затем Украина возобновила переток, но мощность была снижена с 650 до 400 мегаватт, в результате чего власти Крыма были вынуждены ввести график аварийных отключений в городах и районах полуострова. 29 декабря Украина возобновила переток электроэнергии в необходимом для Крыма объеме 650 мегаватт, после чего и стало возможным подписание соглашения.
В случае ограничений Украиной поставок электричества в Крым Россия вправе наложить на Киев штрафные санкции в размере 20% от стоимости поставленного электричества.
В свою очередь Яценюк недоволен не только признанием украинским ведомства потери Крыма страной, но также требует от Демчишина объяснить, почему украинская сторона согласилась на прямые поставки Россией электричества на территорию проведения АТО и взяла на себя обязательство оплачивать эти поставки. «И почему в контракте предусмотрена фиксированная цена электричества для Крыма, в тоже время Россия получила право в одностороннем порядке увеличивать цену электричества для Украины. При этом, цена электричества для Крыма согласно новым контрактам на 15% ниже действующей», - сообщает украинское издание LB.ua.
Предъявляя претензии украинскому Минэнерго, Яценюк совершенно забывает о том, что послужило причиной того, что Украине впервые за много лет вообще потребовалось закупать импортную электроэнергию. Это нонсенс. Украина в основном сама экспортировала электроэнергию в соседние страны. Однако в этом году украинские власти сами вырыли себе яму. Война на Донбассе, полный отказ Киева от этого украинского региона, в том числе от государственной поддержки пенсионеров и бюджетников на Донбассе и от закупки донбасского угля, на который заточены практически все украинские ТЭС – все это бездумные решения и опасные действия нынешней украинской власти.
Киев разбалансировал всю собственную энергетическую систему. Теперь Украина вынуждена покупать не только российский газ, но и в куда больших объемах, чем ранее, российский уголь, да еще и впервые за много лет импортировать российскую электроэнергию. Без этого ставшие постоянными во многих украинских городах отключения света на несколько часов в день привели бы в конечно счете просто к энергокатастрофе.
В контексте таких проблем и на фоне политической неприязни сам факт, что Минэнерго Украины во главе с Демчишиным сумело-таки подписать энергетические контракты с Россией – само по себе чудо. Правда, тут не обошлось без шантажа путем отключения Крыма и самой позиции Москвы, которая не желает, чтобы от действий украинских националистических властей без света и отопления зимой оставались простые украинцы.
Углем из России тоже недоволен
Дефицит электроэнергии на Украине образовался из-за банальной нехватки угля. Традиционно углем отапливал всю Украину Донбасс. Как только донбасский уголь перестал поступать на остальную территорию Украины, она оказалась на грани энергетической катастрофы. Этот факт теперь самое наглядное доказательство того, что все речи Киева в прошлом году о том, что это вся Украина кормит дотационный Донбасс, а не наоборот, не стоят ничего.
Между тем, Яценюк не только ругает Демчишина за угольные и электроэнергетические контракты с Россией, которые спасли Украины от энергохаоса, но и продолжает откровенно нереальными угольными планами набивать себе политические очки, основываясь на национализме.
Накануне Яценюк пообещал модернизировать украинские ТЭС для того, чтобы на них можно было топить уголь марки «Г», который добывается в частности в Польше. Сейчас украинские станции заточены на уголь других марок «А» и «Т», которые добывают и на Донбассе, и в России. Вместо того, чтобы выстроить коммерческие отношения с Донбассом и закупать там уголь, Киев идет более сложным путем.
Украина и Польша начинают технические консультации по модернизации украинских ТЭС, чтобы в будущем Киев смог импортировать польский уголь, сообщил премьер Украины Арсений Яценюк по итогам переговоров с премьером Польши Евой Копач в понедельник в Киеве.
Касаясь финансовой стороны вопроса, Яценюк заявил, что на модернизацию украинских ТЭС будет потрачена часть кредита, который Польша выдели Украине. Речь идет о сумме до 100 млн евро. Однако этих денег будет явно недостаточно для модернизации украинских ТЭС, чтобы они смогли использовать уголь марки «Г», считает член набсовета Института энергетических стратегий (Киев) Юрий Корольчук.
По его словам, при переход с одного вида угля на другой эффективнее построить новые станции «с нуля», а не проводить частичную модернизацию. Однако на строительство новых блоков мощностью 5 ГВт нужно привлечь 10 млрд долларов, в то время как Польша может выделить максимум 100 млн евро, посчитал Корольчук. Не говоря уже о том, что у самой &В Польши значительный профицит угля «газовой» группы, к которой относится и уголь марки «Г», в размере 9 млн тонн, и Варшава сама импортирует уголь-антрацит из России.