Дискуссия о передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ обрастает новыми подробностями. Ранее местная епархия пообещала не претендовать на собор, но теперь внезапно передумала. Что изменится в одном из самых знаковых и знаменитых храмов не только Петербурга, но и России в случае передачи его православной церкви? Председатель городского комитета Санкт-Петербурга по культуре Константин Сухенко в пятницу сообщил газете ВЗГЛЯД, что шесть лет назад местная епархия РПЦ пообещала не претендовать на Исаакиевский собор.&В
«Это отнюдь не новый вопрос. Первый раз собор попал в список объектов, подлежащих передаче церкви, еще в 2009 году, в те времена, когда я возглавлял комиссию по образованию, культуре и науке заксобрания. Мы уже тогда это обсуждали, спорили. Удалось достичь договоренности. Поговорили – и на время отложили. Епархия шесть лет этот вопрос ребром не ставила», – сказал Сухенко, добавив, что не знает, почему РПЦ вернулась к этому вопросу вопреки договоренности.
Действительно, как сообщал 25 октября 2010 года&В
портал «Фонтанка»,&В Смольный и РПЦ достигли договоренности о том, что церковь не будет претендовать на Исаакиевский, Смольный и Петропавловский соборы. Об этом объявила глава городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Вера Дементьева, выступая на заседании комиссии закса по культуре науке и образованию.
Смольный не спешит возвращать храм
Пресс-секретарь епархии Наталья Родоманова затруднилась объяснить газете ВЗГЛЯД, существовала ли такая договоренность, и если да, то почему епархия решила ее нарушить. В любом случае, как подчеркнула Родоманова, епархия действует строго на основании&В
федерального закона №327 от 2010 года&В «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Родоманова сослалась на то, что на нынешней должности она шесть лет назад не работала. «Возможно, что какая-то договоренность была. Была ли это письменная или устная, не могу сказать. Хотела бы обратить внимание на то, что с тех пор сменилось руководство епархии. С 2014 года руководителем стал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Возможно, договоренности были с предыдущим руководством», – не исключила Родоманова. Ранее епархию возглавлял митрополит Владимир (в миру – Владимир Котляров), который находится на покое.
Как стало известно накануне, еще в начале прошлой недели митрополит Варсонофий попросил в безвозмездное пользование здания музея-памятника «Исаакиевский собор», который, в свою очередь, является частью государственного музея-памятника вместе со Спасом-на-Крови, Сампсониевским и Смольным соборами. Последний – Смольный собор – в мэрии Петербурга ранее уже пообещали отдать церкви. Позже стало известно, что епархия&В
готовит прошение&В о безвозмездной передаче и храма Спас-на-Крови.
Ответа из Смольного ждут уже полторы недели, отметили накануне в епархии. «Считаем проблему назревшей, – говорила порталу&В
«Православие и мир»&В Наталья Родоманова. – Прежде всего она связана с возвращением храмов, которые используются не по назначению, не для богослужебных целей». Исаакиевский собор в случае передачи планируется оставить доступным для туристов и горожан.
Как сообщила газета ВЗГЛЯД, против передачи выступила администрация музея. В этом случае замедлятся темпы реставрации и снизится доступность для туристов,&В
заявил директор&В музея Николай Буров, напомнив, что собор уступает по числу посетителей только Петергофу и Эрмитажу.
«Атеист может не войти в этот собор»
«Будем анализировать, в какой степени епархии нужно взваливать на себя объект, содержание которого требует, прямо скажем, огромных расходов», – заявлял
&В «Интерфаксу» Константин Сухенко. Он сразу предположил, что поток туристов снизится. «Мусульманин или атеист может не войти в этот собор. Доступ будет ограничен по факту, кто бы что ни говорил», – добавил он.
С чиновником не согласен руководитель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин. «При входе в храм у человека не спрашивают, какой он веры или верующий ли он, – сказал газете ВЗГЛЯД отец Всеволод. – Я знаю многих атеистов и мусульман, которые приходят в православные храмы, которые приходят разделить церковные торжества или просто ради интереса. Да, есть люди, которым запрещено в силу религиозных убеждений заходить в христианские культовые здания и вообще помещения, где есть христианские священные предметы. Но эти люди также не пойдут в музей, где это наличествует». Также, напомнил протоиерей, вход в храм всегда бесплатный, так что посещать собор, напротив, станет легче.
«В принципе, богослужение мало мешает туристам посещать храм и даже проводить экскурсии, – отметил отец Всеволод. – Если речь идет о буднях, то служба обычно совершается утром, примерно до 11 часов, и возобновляется с 6 часов вечера. Экскурсии в музей как раз и проводятся примерно в это время – с 11 утра до 5–6 часов вечера». Впрочем, по словам протоиерея, решать такие вопросы должна будет петербургская епархия.
В отличие от Бурова, его коллеги из московского Государственного исторического музея, в комплекс которого входит храм Василия Блаженного, предположили, что у туристов не будет проблем. «Храм Василия Блаженного находится в совместном владении Исторического музея и РПЦ. Никаких проблем у нас никогда не возникало. В будни в храме идут экскурсии, утром по воскресеньям – служба, вход на службу, разумеется, бесплатный», – сказала&В
РИА «Новости»&В начальник отдела внешних связей Государственного исторического музея Мария Пономарева. По ее мнению, ничего страшного в совместном владении нет.
Между тем, глава комиссии заксобрания по образованию, культуре, науке и СМИ Максим Резник выступил категорически против. «Исаакиевский собор – один из главных символов Петербурга. Он не должен принадлежать какой-то одной, пусть и очень влиятельной, организации», – заявил он.
Что изменится в соборе
Что же касается расходов, то Всеволод Чаплин подчеркивает, что здание должно быть передано лишь в управление РПЦ, тогда как все расходы и по его обслуживанию, и по реставрации должно по-прежнему нести государство. «Я не думаю, что смена пользователя вообще как-то повлияет на объем государственной помощи. Здание остается государственной собственностью, даже если оно будет передано церковной общине. Планируется только его передача в пользование. Государство не только может, но и должно поддерживать памятник культуры, который является его собственностью», – подчеркнул он.
«В случае передачи храма все расходы на его содержание, в том числе и коммунальные, по-прежнему будет нести городской бюджет», – подтвердил газете ВЗГЛЯД Максим Резник. Зато, по его словам, церковь не сможет по своему усмотрению менять внешний облик Исаакия, который признан памятником. «По правилам, действующим в Петербурге, любые изменения архитектурного облика возможны только с разрешения городских властей», – сказал глава комиссии газете ВЗГЛЯД.
Николай Буров накануне посетовал
«Газете.Ru», что музей теперь «может поссориться с РПЦ». «У нас с церковью были всегда блестящие отношения, они строились десятилетиями, – говорит директор музея. – Но с приходом нового руководства, очевидно, выросли аппетиты. Боюсь, что сейчас можем поссориться. Церковь не будет платить государству те налоги, которые сейчас платит музей, а государству придется разобраться с трудоустройством 400 музейных сотрудников».
Возможно, проведут опрос петербуржцев
В интервью газете ВЗГЛЯД Константин Сухенко признал, что в случае передачи собора городской бюджет потеряет доходы от продажи билетов – «это десятки миллионов в год». Он также отметил, что на принятие решения у мэрии есть время – от подачи заявки до передачи собора по закону у городских властей есть до шести лет. Однако чиновник оговорился, что такие решения принимает лишь городское правительство, а он всего лишь участвует в подготовке решения.
«Моя задача – максимально полно и всесторонне подготовить аналитические материалы по этой проблеме, – пояснил Сухенко. – Может быть, инициируем опрос общественного мнения». Он не исключил, что придется заказать репрезентативный опрос сразу нескольким социологическим службам.
Газете ВЗГЛЯД Сухенко признался, что не относит себя к противникам передачи храма. «Если вы интересуетесь моим лично ощущением? С одной стороны – да, все эти соборы, в частности Исаакиевский, тогда непосредственно церкви не принадлежали, он принадлежали двору. Но это уязвимое утверждение, потому что царь был наместником Бога на земле, в те годы церковь от государства отделена не была», – сказал глава комитета мэрии.
«Потом у нас 70 лет царил атеизм, безбожие. И мне очень разумные люди говорят: «Мы уже привыкли ходить в этот музей». Так что торопиться не надо, но тенденция очевидна. Федеральный закон тоже однозначно говорит в пользу передачи такого имущества. Общество развивается. Если мы возрождаем православие, возвращаемся к своим историческим корням, то, скорее всего, будем все больше такого имущества передавать в церковь. Это не наступление клерикализма, это естественный ход событий», – подытожил Сухенко.
Напомним, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) был построен в 1818–1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал сам император Николай I. Его высота достигает 101,5 метра, а внутренняя площадь превышает четыре тысячи квадратных метров. Собор является крупнейшим православным храмом Петербурга, но имеет статус музея. Богослужения в Исаакиевском соборе проходят и ныне – они возобновились еще в 1990 году.