Известный американский критик Рекс Рид, пишущий для издания NY Observer, включил биографическую ленту о Стиве Джобсе в список самых неудачных фильмов 2015 года. Четыре года в работе и провал в американском прокате — вот две ключевые вехи в непростой истории картины.
«Если вас интересует карьера Стива Джобса, посвятившего себя цифровой революции и по ходу дела угробившего самого себя, то держитесь подальше от этого унылого и невнятного фильма с придуманным по принципу «ближе к телу» названием», – сказал Рид.
Снятый по сценарию Аарона Соркина «Стив Джобс» Дэнни Бойла – это уже третий за последние годы полнометражный фильм об основателе Apple. Двумя предыдущими были художественная картина «Джобс: Империя соблазна» Джошуа Майкла Штерна, преимущественно посвященная первым карьерным шагам будущего мэтра, и документальное расследование Алекса Гибни «Стив Джонс: Человек в машине». В отличие от этих лент, фильм Бойла – не байопик в обычном смысле слова, а психологический портрет Джобса в три ключевых момента его жизни, за несколько минут до пафосных презентаций Apple Macintosh, NeXT и iMac.
Выбрав в качестве исполнителя заглавной роли не слишком похожего на Джобса Майкла Фассбендера, Бойл с самого начала отказался от кинематографического реализма. На это же указывает и заведомо неправдоподобная структура сценария Соркина. С чего бы вдруг Джобсу в последние секунды перед важнейшими презентациями встревать в напряженные споры с близкими и коллегами? Разве это время для того, чтобы, скажем, обсуждать с бывшей девушкой алименты или пытаться помириться с взрослой дочерью? И с какого перепугу председателю правления Apple Джону Скалли перед самым выходом на сцену заводить тяжелый разговор об усыновлении Джобса?
Фильм явно рассчитан на зрителей, слышавших не только о Джобсе, но и о ключевых людях из его окружения, и картина не стесняется без подробных пояснений жонглировать именами и событиями. Но если вы так хорошо знаете жизнь Джобса, что можете понять каждую фразу ленты, то ничего нового для себя вы из постановки не вынесете. Фильм в очередной раз перемывает на публике грязное белье Джобса вроде истории его отношений с дочерью, Джоном Скалли и Стивом Возняком, и ему особенно нечего сказать о заглавном герое, кроме того, что сейчас уже все, кому Джобс интересен, знают: он был требовательным боссом, строптивым подчиненным, плохим отцом (особенно в первые годы жизни дочери), харизматичным лидером, самоуверенным наглецом и бессовестным обманщиком.
Неудивительно, что «Стив Джобс» провалился в прокате, заключает Рид. В отличие от «Социальной сети», которая впервые пыталась разобраться во влиятельном новичке компьютерной индустрии, фильм Бойла повторяет то, чем публике за последние десятилетия все уши прожужжали. При этом какое нам, в сущности, дело до того, какие у Джобса были семейные проблемы? К достоинствам и недостаткам продукции Apple они никакого отношения не имели. А саги о Скалли и Джобсе и о Джобсе и Возняке – дела давно минувших дней, никак не связанные с нынешними iPhone и iPad. По большому счету сейчас из всей жизни Джобса массовому зрителю интересны только его подход к разработке новой продукции и умение находить подчиненных-инноваторов. Но этого-то как раз в фильме почти и нет.