В киевской галерее "Цех" харьковская художница Лена Полященко предстала перед посетителями сразу в двух обличиях - правильной девочки и плохой девочки. Лица персонажей картин посетителям рассмотреть не удалось: головы всех героев цикла "Пластмассовые цветы" госпожа Полященко упаковала в полиэтиленовые пакеты. Писала ли в таких пакетах свои полотна сама художница - об этом на открытии выставки спорили люди разных вкусов и поколений.
Свою экспозицию Лене Полященко стоило бы назвать "Нюхай с нами, нюхай как мы, нюхай лучше нас". На восьми внушительных по размерам полотнах юноши и девушки изображены в состоянии, которое принято называть словом "кайф". Головы откинуты, рты полуоткрыты, мышцы рук и спины у некоторых расслаблены, а у других, наоборот, неестественно напряжены. Главная деталь: лиц героев не видно, головы у всех обмотаны полиэтиленовыми пакетами - для общения с миром оставлена только узкая прорезь для губ. По цвету полиэтилена можно опознать пол персонажа: у девушек пакеты крикливо-красного цвета, у юношей - ядовито-зеленого. Теми же цветами, красным и зеленым, написаны обнаженные тела - кожа с пупырышками, нездорового вида тени там, где положено быть всяким нежным припухлостям, узкие бедра и худые плечи.
Самое замечательное в творениях Лены Полященко то, что автор не дает никакой подсказки, как все изображенное понимать. То есть толкуй, как хочешь,- в любом случае будешь прав. Можно понять буквально: как зарисовку из жизни токсикоманов. Захотелось, мол, художнице поиграть в плохую девчонку, вот взяла и оторвалась по полной программе. Люди глубокомысленные вычитали в "Пластмассовых цветах" хлесткую социальную критику. У них вышло, что пакеты - совсем не пакеты, а метафора гнусных массмедиа, которые своими стереотипами и навязанными оценками отравляют окружающую среду. Если так, тогда сама Лена Полященко - совсем не плохая девчонка, а чуткий критик всяких социальных пороков и вполне мейнстримный художник, потому что у продвинутых мастеров поп-арта сейчас как раз принято зубоскалить по поводу телевидения и прессы.
Были на выставке и те, кто готов был оценить увиденное чуть ли не как вариации на тему страстей Христовых. Если сделать над собой определенное усилие - с такой интерпретацией можно согласиться. Во всяком случае ей ничто не противоречит: и бледное обнаженное тело, и окаменевшие в экстазе мышцы вполне в русле традиции. А то, что черт лица не видно,- опять же мейнстрим: у больших художников сейчас на каждом шагу встречаются такие изображения Христа и апостолов, где вместо лиц - маски.
Ужаснее всего то, что правы все: и те, кто в "Пластмассовых цветах" видит токсикоманов, и те, кому мерещится Христос. Такое вот современное прочтение "цветов зла" - чем больше свобода интерпретации, тем пышнее цветочки разрастаются. То ли будет, когда ягодки пойдут.
Богдана Галка