Киев, Сентябрь 02 (Новый Регион – Киев, Михаил Рябов) – Президент Виктор Ющенко должен отказаться от реабилитации союзников Гитлера, Партия Регионов не выбросит коммунистов из коалиции в Верховной Раде, а русскому языку необходимо предоставить статус второго государственного. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» заявил знаменитый украинский музыкант Ян Табачник, который с недавних пор является депутатом Верховной Рады от Партии Регионов.
«Новый Регион»: Почему вы решили уйти из парламентского комитета по делам культуры? Говорят, вы – один из немногих в Партии Регионов, кто мог бы заниматься гуманитарной политикой.
Ян Табачник: Потому что я не хочу заниматься этим. Я знаю цену этой культуре, не хочу я этого.
Я всю свою жизнь гордился тем, что не был у государственной кормушки. Ни в каких комитетах, ни в каких государственных комиссиях, ни в каких худсоветах. Почему я в 61 год должен нарушить эти традиции? Поэтому я пойду в тот комитет, где нет денег.
«Н.Р.»: Это в какой комитет?
Я.Т.: В комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, где ждать нечего. Это избавит меня от необходимости участвовать в сборищах, мнимых фестивалях. Ведь, будучи в комитете по делам культуры, я буду вынужден туда прийти. Если не приду, скажут: «смотрите, не хочет участвовать в культуре страны!». А я не хочу, не хочу участвовать в такой культуре. Потому что знаю, какие фестивали должны быть, знаю, сколько стоит каждый фестиваль и каждый артист. Я руки марать не буду, не буду сидеть на каком-то банкете и поднимать лживые тосты. Не хочу.
«Н.Р.»: Как член фракции Партии Регионов сделайте прогноз: удастся ли выполнить ваше обещание о втором государственном языке?
Я.Т.: Вопрос о втором языке поднимала не Партия Регионов, а подняла «оранжевая революция». Они первые начали. Уже когда людей начали насиловать, получилась обратная реакция. Эта проблема разыгрывается националистами, но националистами не русскими.
Поверьте мне: у меня нет абсолютно никакого антагонизма ни к русскому, ни к украинскому, ни к татарскому, ни к какому другому языку. У меня в семье все разговаривают на украинском, а я – на русском.
Но посмотрите: США, огромная страна, где в китайском квартале звучит китайский, и вывески на китайском. Приходишь в русский квартал на Брайтоне – там русский и вывески на русском. И никто никому не мешает. И никто не говорит запретить китайский или русский.
Поэтому на Украине русский язык имеет право на существование точно так же, как и украинский. Должна быть возможность вести делопроизводство на русском. А как иначе поступить, например, в Крыму?
«Н.Р.»: Что вы думаете об инициативе президента Виктора Ющенко по реабилитации ветеранов ОУН-УПА?
Я.Т.: У меня покойный отец – фронтовик, инвалид войны. Один брат мамы погиб под Сталинградом. Другой брат погиб при Кишиневской операции. Немцы, естественно, убили и ту семью, и ту: я не видел ни бабушек, ни дедушек. Как вы считаете, я могу с союзниками Гитлера сегодня брататься? Ну как я это могу воспринимать?
Я не хочу этого – УПА, УНА-УНСО… Я их не трогаю, молчу, мы живем в одной стране, они нас не трогают, мы их тоже. И слава Богу.
Но когда меня заставляют целоваться с ними, то этого никогда не будет. Никогда!
«Н.Р.»: Еще одна тема, активно упоминаемая нынешним президентом Украины, – раскол Православия. Как восстановить единство Церкви?
Я.Т.: Разделение Православной Церкви на Украине произошло не из-за веры, а из-за политики. И мне это очень не нравится.
У меня парадоксальная ситуация: я – иудей по вероисповеданию, но дружу с Русской Православной Церковью, Московским Патриархатом. Я награжден Алексием II орденом международной славы, дружу с митрополитом Киевским Владимиром, иногда прихожу к нему ужинать, награжден орденом Святого Владимира.
Я не хотел бы вмешиваться в этот раскол, это неблагодарное дело. Получилось так, что я дружу с Московской Патриархией, а с другой стороной я не знаком. Возможно, мы бы и с ними познакомились, и я бы их друг с другом примирил. Я ведь сам – человек миролюбивый.
«Н.Р.»: Угроза раскола Украины реальна?
Я.Т.: Если Украину будут раскалывать, то только «оранжевые» силы. «Бело-голубые» за последние месяцы показали огромную выдержку, лояльность, уважение ко всей Украине. Ведь все время говорили: мы готовы к диалогу со всеми. Мы были за коалицию, мы не отказывались ни от Тимошенко, ни от «Нашей Украины». Но насилу мил не будешь.
«Н.Р.»: Пропрезидентский блок «Наша Украина» настаивает, чтобы Партия Регионов отказалась от коалиции с коммунистами. Новое большинство в Верховной Раде будет без коммунистов?
Я.Т.: Мне кажется, это делается специально, чтобы потом воткнуть нож в спину. Убрав коммунистов, мы останемся в меньшинстве, а они потом отколются.
Меня тяжело заподозрить в симпатиях к коммунякам, я никогда не пылал к ним любовью, я не люблю их программу, не могу простить им жертвы талантливых людей, которых они уничтожали в нашей стране.
Но я могу сказать, что на сегодняшний день это – совсем другие коммунисты. Лидер КПУ Петр Симоненко – умнейший человек.