В галерее "Ателье 'Карась'" вчера произошли сразу два события, без которых художественный сезон был бы неполным. Во-первых, в украинской столице все-таки отметили 400-летие со дня рождения Рембрандта ван Рейна. Во-вторых, киевская публика наконец узнала, чем занимался весь год лидер украинских абстракционистов Тиберий Сильваши. Как оказалось, художник последние месяцы прилежно изучал опыт великого голландца - итогом этих трудов и стала новая выставка "Рембрандт-zoom".
Проект, посвященный корифеям мировой живописи, Тиберий Сильваши задумал уже давно. Идея и в самом деле исключительно оригинальная: представить своего рода цветовые транскрипции к полотнам великих мастеров. Как выглядели бы картины Вермеера, Эль Греко или Гойи, если бы классики не писали знатных горожан и обнаженных красавиц, а принадлежали к цеху абстракционистов и изъяснялись "чистым" цветом,- об этом киевский художник размышляет не первый год. Завершен пока только "рембрандтовский" цикл - и как нельзя кстати, потому что ни один украинский музей и ни одна галерея, кажется, не вспомнили о главном мировом юбиляре этого года.
"Рембрандт-zoom" - это четыре огромных полотна, занявшие все пространство галереи. Понять, где варьируется цветовая тема "Ночного дозора", где - "Возвращения блудного сына", а где - портрета Саскии, невозможно. До такой конкретики художник вообще не доходит: вся экспозиция является просто фантазией по мотивам рембрандтовской гаммы. Иными словами, выясняют отношения приглушенный желто-охристый (на протяжении многих лет это любимый тон и самого Тиберия Сильваши) с тревожным коричнево-черным. Так, на своем цветовом языке, регулируя положение zoom'а, создатель проекта пересказывает главное рембрандтовское ноу-хау, идею светотени, и предлагает собственную версию того, как голландский классик писал тень и черноту.
Суть гипотезы Тиберия Сильваши в том, что на картинах Рембрандта нет цветовых пустот. Даже там, где изображен затененный участок пространства, тщательно выписаны спрятанные линии, поверхности, переходы. При таком раскладе темнота оказывается не характеристикой, а функцией цвета - тень можно мысленно "засветить", и тогда под ней обнаружится скрытое от глаз "настоящее" изображение. Что-то в этом роде происходит и в практике бессюжетной живописи - предметы и фигуры не отсутствуют, а просто временно скрыты от глаз непосвященных. После "Рембрандт-zoom" хотя бы понятно, что не Тиберий Сильваши с товарищами придумали так морочить публику.