О том, что процесс закручивания финансовых вентелей для некоторых муниципальных театров начаты, объявил заместитель председателя КГГА Виталий Журавский. И с начальником Главного управления культуры Светланой Зориной привел целую груду доказательств того, что финансировать все 22 театра, которые находятся в подчинении Киева, "под одну гребенку" неправильно и неэффективно. По словам господина Журавского, об уменьшении суммы, которая тратится на театры, речь не идет - в этом году бюджет будет составлять 35 миллионов гривен. Просто будут распределять эти деньги по коэффициенту эффективности.
"Новая власть в этом вопросе исповедует свою позицию, отличную от позиции предыдущей власти, - категорически заявил Виталий Журавский. - Каждый театр должен иметь свое лицо, репертуар и своего зрителя, и лишь тогда он сможет рассчитывать на поддержку городской власти". Среди тех, кто первыми попали "под раздачу" и уже могут не волноваться, - "Золотые ворота" и Украинский малый драматический театр. Им денег на новые постановки в 2007-м не дадут.
"Этим театрам мы отвечаем отказом в социально-творческом заказе, - говорит Светлана Зорина. - Для своих премьер им нужно будет искать спонсоров. Но деньги на зарплаты для коллектива, оплату коммунальных услуг и т.п. они будут получать. Пока что". По словам госпожа Зориной, некоторые киевские театры работают неэффективно - могут, например, выпустить один спектакль, сыграть ее раз пять, после чего спектакль просто прекращает свое существование. Спрашивается, для чего вкладывать деньги в такие "однодневки"?
Тестировал театры на предмет эффективности независимый совещательный совет, который возглавил завлит Национального театра имени Леси Украинки Борис Курицын. По словам господина Бориса, для себя они условно поделили театры на четыре категории: "А" (театральные коллективы, направленные на детскую аудиторию: ТЮГ, кукольные театры и т.п.); "В" (театры, которые имеют собственное лицо: Театр на Подоле, Молодой театр, "Созвездие", "Колесо", драмы и комедии и прочие); "С" (цыганский театр "Романс") и "D" ("Золотые ворота" и Украинский малый драматический театр.
К категории "А" также вписали экспериментальную "Вильну сцену" и Театр марионеток, которые вместе в итоге с детскими театрами могут рассчитывать на преференции со стороны городской власти и, соответственно, на увеличение финансирования. Хотя конкуренция внутренняя будет существовать также: да, уже известно, что определенную сумму недодадут Киевскому театру оперы и балета для детей и юношества, вместо того больше денег получит городской театр кукол. Кстати, театрам, которые к категории "D" пока что не попали, расслабляться не следует: Борис Курицын сообщил, что пять театров находятся в зоне риска и если за год не исправятся, то имеют все шансы составить компанию аутсайдерам. Кому именно угрожает финансовая немилость городской власти, он не сказал, так что в тонусе на всякий случай должны оставаться все без исключения театры. Как уверяет Борис Курицын, выводы совещательного совета ни для кого не были открытием - они очевидные. "У нас был серьезный разговор с руководителями театров, - говорит искусствовед Валентина Заболотная. - Мы выслушали всех".
Как сообщил Виталий Журавский, такой подход к распределению бюджета пока что существует лишь в Киеве. (К вниманию провинции - подобные "нововведении\" в условиях рыночной экономики являются очень "заразными"). В ответ на вопрос о том, что теперь в данное время делать "Золотым воротам" и Малому драматическому, звучало категоричное: "Пусть ищут спонсора!". При этом Борис Курицын добавил, что национальные театры свои премьеры выпускают лишь за заработанные средства и деньги спонсоров, государство эту статью расходов не финансирует.