Визуальная часть масштабного проекта "Гогольfest" задумывалась как глубоко концептуальное погружение в темную личность писателя. Впрочем, мысли о концепциях и прочих серьезных вещах лучше оставить на входе в "Арсенал" и приготовиться просто смотреть и улыбаться - столько занимательных глупостей в одном месте в Киеве давно не собирали.
Выставка четко разделена на две части: вдоль правой стены "Арсенала" расположились "имена", а по левую сторону - работы участников молодежной субпрограммы Open, из которых по окончании фестиваля авторитетное жюри выберет лучшие. Парад-алле громких имен открывает Александр Ройтбурд с шестью квадратными метрами живописи, на которые он потратил ровно один день. На картине, озаглавленной просто "Гоголь", изображена голова писателя в роли головы Иоанна Предтечи - на подносе и в окружении толпы причитающих и сочувствующих.
Некоторые художники, видимо, высмотрели в Гоголе некую христианскую тройственность и представили работы из трех частей. Например, Матвей Вайсберг показал триптих "Маска Гоголя", где на черном фоне висит белое носатое лицо, больше похожее на маску актера Пьера Ришара. На трех полотнах Илоны Сильваши белая фигура писателя постепенно растворяется в винно-бордовом фоне. У ее же отца Тиберия Сильваши "Портрет Гоголя" - это инсталляция из трех расписных параллелепипедов, стоящих на подстилке из сена.
За звание самого веселого портрета Гоголя может поспорить работа Вадима Бондаренко, который приделал голову писателя к стройному телу физкультурника с полотен Александра Дейнеки и поместил его в шизофренический пейзаж с живой коровой, механической собачкой Aibo и парой роботов. На выставке можно найти и желтолицего писателя в компании Гомера Симпсона. Одну из самых оригинальных работ представил некто Игорь Гусев: на экране телевизора повторяются кадры из фильма "Я шагаю по Москве", где струя воды из шланга омывает памятник литератору на Гоголевском бульваре.
Как и ожидалось, одним из главных "героев" выставки стал нос Гоголя. Пожалуй, интереснее всего тема носа раскрыта у Елены Голуб и Александра Моргацкого. Первая сделала фотоколлаж с сюрреалистическим носом с ногами, а второй представил инсталляцию из трех гипсовых слепков ("Портрет кончика носа Гоголя", "Большой портрет кончика носа Гоголя" и "Портрет носа Гоголя"), из которых которых звучит техно.
Впрочем, некоторые участники фестиваля в своих гоголевских проектах обошлись не только без носа, но и без самого Гоголя. И если в случае с триптихом "Структура ночи-Тишина-Ночь" Анатолия Криволапа все-таки можно найти хоть какие-то связи с творчеством писателя, то работа "Гоголь созерцает Солох" приводит зрителя в полное недоумение. Эта инсталляция состоит из шести изображающих девушек различной степени обнаженности живописных полотен, развешанных вокруг металлической статуи улитки, у которой нет ни носа, ни щегольских усиков, ни даже ракушки-домика в форме хатки-мазанки. Пожалуй, так Николая Васильевича еще никто не изображал.