Москва – Дахаб, Май 15 (Новый Регион, Юлия Шатова) – Здесь с комфортом скрываются от армии, государства и надоевшей жены (семьи), с наслаждением проживают деньги от сданной внаем московской (питерской, екатеринбургской и т.д.) квартиры, параллельно осваивают диковинные для российской действительности виндсерфинг, кайтеринг и менее диковинный, но все же экзотичный дайвинг. Египетский Дахаб разбивает сердца, магнитом тянет назад, снится и толкает на безрассудства. Приехавшие сюда – назад практически не возвращаются. В России бывают наездами – проведать заброшенных родственников, заброшенный бизнес или заброшенную квартиру.
Корреспондент РИА «Новый Регион» провел в Дахабе 15 дней, захватив двойные майские праздники. Написанное ниже – это не путевые заметки. Скорее, это рассказ о том, что на земле существуют места, где начать новую жизнь и остаться на ПМЖ гораздо проще, чем … не остаться и не начать.
Благодаря нестабильному расписанию, в Дахаб я попала глубокой ночью очень голодная. Отмониторенные в Москве сайты и блоги о Дахабе информировали, что жизнь на дахабской набережной, где сосредоточены основные заведения общепита, прекращается в одиннадцать вечера. Уставшие за день дайверы и серферы как раз в это время ложатся спать, чтобы с утра продолжить занятия. На практике оказалось, что в 23:00 закрывается лишь часть кафе, остальные ещё пару часов продолжают кормить всех желающих и поить безалкогольными напитками. Алкоголь здесь не в почете, а на растительные допинги полиция и местные жители смотрят сквозь пальцы. Кстати уж о кухне, в отличие от всем известной в Шарм-Эль-Шейхе, она вполне удовлетворительная и качественная. Для особо привередливых соотечественников в Дахабе открылся «Русский ресторан».
Русское коммьюнити в Дахабе весьма обширно и насчитывает по разным данным от 300 до 500 человек. Многие приехали в самое последнее время и ссылаются на неуютную жизнь в оставленной стране. Русские объединены по интересам, – основными из которых являются уже упомянутые дайвинг и виндсерфинг. Здесь открыты до 10 вполне профессиональных дайв и серф-клубов, где русскоговорящие инструкторы за 3-5 дней любезно обучат вас погружению с аквалангом или езде на серфе. По окончании платного курса стоимостью около 500 долларов выдается сертификат, подтверждающий ваши элементарные навыки. Рядом культовый для дайверов всего мира «Блю Хол», унесший более 160 жизней, и новоявленные аквалангисты, конечно же мечтают покорить знаменитую «дыру».
Какая-то часть русской диаспоры в Дахабе занимается общепитом. Кроме уже упомянутого русского ресторана («РР») здесь существует вполне симпатичная русская кофейня, кроме всего прочего предлагающая дауншифтерам первоклассные экстрим-туры. Как рассказала корреспонденту РИА «Новый Регион» владелица «РР» по имени Люда, ресторанчик ей особой прибыли не приносит, как, впрочем, и головной боли.
«Когда только открывались год назад, кто-то из местных донес, что у нас не все благополучно, прибыл чиновник-араб, всё посмотрел, получил от нас денюжку, остался доволен и ушел. Мы начали работать», – рассказывает Люда.
Посетителей в «РР» мало – ресторан находится на крыше и случайно обнаружить его невозможно. Впрочем, и 1 и 9 мая здесь было весьма многолюдно – подвыпившая русская компания 40-летних пижонов умудрилась при расчете даже поскандалить, что повеселило и персонал, и окружающих.
Люда не называет конкретные цифры: сколько она потратила на свой дахабский бизнес и какую прибыль он сейчас приносит. Говорит, что по сравнению с ее московскими заработками (Люда работала начальником крупного отдела в компании «Роснефть»), – это сущие копейки. Но на жизнь хватает. А миллионы ей не нужны. «Если бы можно было вообще не работать, а сидеть весь день, свесив ножки в море – это было бы окончательное счастье. Пока оно промежуточное», – говорит Люда.
Ее приятельница, дайвер Дина из Владивостока, которая работает в Дахабе более 3 лет и обучает дайвингу даже 8-летних детей, с такой постановкой вопроса не согласна. Дина считает, что без работы можно деградировать, «скуриться» за месяц. К надводным достопримечательностям Дахаба она равнодушна. Ее впечатляет только подводный мир. Дина сделала несколько тысяч погружений сама и погрузила в Красное море уже около сотни русских туристов. Естественно, покорила «Блю Хол». Самое время подумать о собственном дайв-центре. Для этого нужен сайт в Интернете, который бы легко находили поисковые системы… Но Дина пока не знает кому это можно поручить.
Дина, как опытный специалист и женщина (а женщинам почему-то в вопросе погружения доверяют больше, надеясь, очевидно, на их тщательность) в высокий сезон за месяц зарабатывает порядка 2 тысяч долларов. В межсезонье в 4 раза меньше. Половина заработка уходит на жизнь в Дахабе – в том числе недорогое съемное жилье. Примерно третью часть она посылает маме в далекий Владивосток. В целом – жить можно, и Дина довольна. Свою вторую жизнь (если бы такая вдруг случилась) и все последующие она бы целиком посвятила дайвингу в Красном море.
Еще часть русского сообщества на Синае занимается организацией экскурсий для русских. В этом бизнесе участвуют в основном молодые ребята – отсюда и некоторая экстремальность туров. Корреспондент «НР» провел с ними сутки в Голубой лагуне (полтора часа верхом на верблюдах по горам и берегу моря, ночь в хижине с жуками скоробеями, которые не кусаются, но ужасают размерами и ощущениями, когда пробегают по голым участкам тела) и сутки в горах в поисках тени. Оба экстремальных «трипа» понравились, – потраченных 150 евро было совсем не жаль… – но предположить, что эти туры могут заинтересовать массового туриста, сложно. Впрочем, массового туриста в Дахабе пока нет, и его здесь не ждут. Последнее предложение, поступившее на рынок от молодых русских операторов – пейнтбол в синайских горах: группа туристов из России против группы кочевников-бедуинов. Креативно, ведь, правда?
О том, какую прибыль имеют устроители подобных экскурсий, я судила по их обрывочным рассказам у костра в Голубой лагуне: «живу на 1000 долларов, ни в чем себе не отказываю, путешествую, покупаю новое снаряжение, снимаю шикарный дом за 200 баксов».
Еще какая-то часть русских дахабчан утверждает, что имеет «постоянный бизнес в Интернете» и на это живет. Что за бизнес – ребята не объясняют, а догадки могут быть разными.
В последнее время до Дахаба докатились отголоски бума роста цен на недвижимость, который пережила Россия. Местные русские очень хорошо понимают, что даже, несмотря на нестабильные чартеры, отдых в Дахабе на порядок бюджетнее, стильнее и привлекательнее, чем в том же Шарм-Эль-Шейхе и в наших Ялте, Анапе или Геленджике. А значит, самое время составить список объектов недвижимости для продажи соотечественникам.
Но с недвижимостью в Египте существуют свои сложности. Во-первых, земля здесь не продается, а сдается в аренду на 99 лет. Во-вторых, совершенно невозможно установить точное количество владельцев недвижимости, выставленной на продажу. Это в России у квартиры один-два собственника. В Дахабе владельцами дома или квартиры является вся многочисленная бедуинская семья. И в любой момент из пустыни к вам может прийти суровый бедуин (дальний родственник экс-владельца) и потребовать свою долю. И вам придется ее отдать. Так как ссориться с бедуинами нельзя. В этом на своей шкуре убедился кандидат на пост мэра Дахаба, некий приезжий араб, владелец шикарной когда-то гостиницы «Сиракуза» недалеко от легендарного «Лайтхауса», который не захотел договариваться с аборигенами и поплатился собственностью. Ночью из пустыни пришла вооруженная группа бедуинов и разнесла по кирпичику отель кандидата в мэры. Полиция ничего сделать не смогла – бедуины истинные хозяева этих мест. Теперь полиция охраняет то, что осталось от популярной некогда гостиницы.
Тем не менее, рынок недвижимости в Дахабе существует, и тот, кто первым поймет, как на нем работать, в ближайшие пять лет сколотит неплохое, даже по московским мерками, состояние.
О том, чем занять себя на земле бедуинов и чем заработать на жизнь, можно написать много. В Дахабе существует русская платная школа танцев (чем плохо в отпуске выучить пару па, а в Москве удивить товарок подвижностью?), русские Интернет-кафе и так далее. Здесь есть даже своя русская секта, глава которой убеждает беременных соотечественниц рожать именно на святой синайской земле в водах Красного моря. Обычно страдающие параноидальной подозрительностью беременные женщины в этом случае почему-то проявляют беспредельную доверчивость и десятками едут рожать в Дахаб – здесь уже их целая коммуна. Правда, после благополучного разрешения от бремени женщины понимают, какой роковой шаг они совершили, – новорожденный ребенок не получает никаких документов, не имеет гражданства и его практически невозможно вывезти в Россию.
Впрочем, как я писала вначале, желание покинуть Дахаб и вернуться в Россию возникает крайне редко. Тем более что условия для жизни, подчеркну, для нормальной семейной жизни обычных немаргинальных людей здесь есть. В соседнем Шарм-Эль-Шейхе открыта прекрасная (по отзывам соотечественников) русская школа, которая дает три иностранных языка, один из которых – арабский. Знание языка позволит закончить университет в любой из арабских стран – хоть в соседней Иордании, хоть в Эмиратах, хоть в Йемене.
Впрочем, свои подводные камни и тонкости есть везде. Например, до сих пор в Дахабе не удалось легализоваться ни одному нашему соотечественнику. Все они живут незаконно, по временной туристической визе, без вида на жительство. Арабы закрывают на это глаза и ограничиваются небольшими штрафами на таможне при пересечении границы. Но проблема существует и требует какого-то решения.
За две недели своей жизни в Дахабе я, естественно, задавала всем русским, с которыми сталкивалась, вопрос – почему вы уехали из России. Ответы были разные. Примерно половина уехала сюда, чтобы жить «для радости», заниматься любимым делом в любимом месте. Еще половина уехала от «испытаний»: плохим климатом, армией, неудачной семейной жизнью. И совсем небольшой процент встреченных здесь мною русских сказал, что уехал в Дахаб, чтобы быть «подальше» от российского государства. Понимаешь, говорил мне один их этих людей, 35-летний парень, я вдруг поймал себя на тех же ощущениях, что в детстве. Мне советуют не высовываться, да я и сам уже стараюсь контролировать свои слова и поступки. Политическая система, порядки, стиль жизни – это очень серьезная оболочка для человека, убеждал меня собеседник. Их нельзя не замечать. Это как костюм, если он сшит не для тебя, давит, раздражает, зачем париться? Нужно просто переодеться … Вот так я и сменил русские хляби на синайские горы.
Справка «Нового Региона». Дахаб (100 км севернее Шарм-Эль-Шейха) – спокойный и очень уютный курортный городок на юге Синайского полуострова, известный своими уникальными природными условиями для занятий дайвингом и виндсерфингом.
Дахаб разделяется на две части – Старый город, привлекающий туристов своим колоритом, обилием недорогих частных отелей, кэмпов, уютных ресторанчиков и сохранившейся первозданностью этих мест и Лагуну, которая находится в 5 минутах езды на такси и где расположено несколько типовых отелей (SWISS INN, HILTON, CORALIA, IBEROTEL, GANET SINAI).
Лагуна и Старый город сильно отличаются друг от друга. Лагуна больше напоминает Шарм-Эль-Шейх или даже Хургаду, тогда как Старый город совсем непохож на другие египетские курорты.
Большинство отдыхающих в Старом городе – дайверы, серферы, и просто путешественники со всего мира. Старый город сохранил колорит перевалочного места вольных путешественников и хиппи.
По некоторым оценкам, постоянно в Дахабе проживает от 3000 до 5000 оседлых бедуинов и примерно столько же арабов.
Бедуины являются коренными жителями Синая. Они немногословны, исполнены чувства собственного достоинства и уважения к приезжим. Наиболее правильные бедуины живут не в самом Дахабе, а в местах вроде Ras Abu Galum – реальный край земли, куда можно добраться или на верблюде или пешком (25 км от центра Дахаба). Они презирают мирскую суету и живут там спокойной размеренной жизнью. Многие не знают своего возраста. Бедуины честны и прямолинейны в общении. Они привыкли держать слово и ждут того же от собеседника. Хотя это сложно заметить со стороны, бедуины немного недолюбливают арабов, считая их чужаками на Синайской земле.
Почти все арабское население Дахаба занято в туристическом бизнесе. Однако, в отличие от Шарм-Эль-Шейха или Хургады, в Дахабе местные жители более приветливы и дружелюбны. Здесь не будут приставать с глупыми или нескромными вопросами.
В Старом городе более чем безопасно. Хотя в Дахабе работает туристическая полиция, не будь ее, Дахаб нисколько бы не изменился…