В 1985 году появилось «Открытое письмо», в котором провозглашалось основной политической целью ««Хезболлах» установление «исламского порядка», призванного установить справедливость. Причем сама справедливость понималась и понимается не как модель демократического общества, а как социальная модель, основанная на законах ислама и стремящаяся к установлению справедливой власти. Основой такого общества должны быть предписания Корана, сунны, а также иджтихад улемов, что являлось новым понятием в политическом исламе и присутствует пока в основном в шиизме.
Конфессиональная система ливанского государства признавалась не соответствующей справедливости, т.к. не отвечает интересам «большинства», в то время как «исламский порядок» должен обеспечить это право. Согласно статистике Госдепа США, население Ливана в 1983 году составляло 2,6 млн человек. Согласно статистике ЦРУ, в 1986 году конфессиональная карта выглядела следующим образом: 27% — сунниты, 41% — шииты, 7% — друзы, 16% — марониты, 5% — грекоправославные, 3% — грекокатолики. Трудно определить правдивость данной информации, т.к., согласно экспертным оценкам самих ливанцев, численность суннитов и шиитов приблизительно равна на период 1990-х и 2000-х годов, что было обеспечено не без предоставления гражданства определенному числу палестинских беженцев и даже бедуинам, принимающим участие в голосованиях разных уровней.
Конфессиональная структура ливанского общества была хорошей почвой для появления подобной организации, однако без влияния неливанских факторов на формирование партии она вряд ли имела бы шансы на появление в том виде, в котором она появилась и в котором существует на данный момент.
Читать дальшеСуществуют традиционные ключевые теологические разногласия между шиитскими и суннитскими улемами по таким вопросам, как статус имама Али, непогрешимость 12 имамов, и, самое главное, по концепции проявления скрытого имама Махди, которая занимает основополагающее место в шиитской модели формирования единой исламской уммы. Статус наместника Махди легитимирует концентрацию власти в руках главы исламской уммы — рахбара. Сеид Хасан Насралла говорит: «Имам Хомейни был худжей (правомерным представителем) имама Махди и его уммы. Сегодня я могу сказать, что худжей имама Махди является лидер Али Хаменеи, худжа имама — наше оправдание, которое заставляет подчиняться этому имаму, на которого указал Хомейни». Концепция проявления последнего, 12-го имама Махди не находит своего отражения в суннитской концепции управления.
Идея избрания наместника имаму Махди до его проявления стала основой мобилизации шиитской общины под знаменем общего лидера общины и предполагаемого лидера единой исламской уммы. Заключенная в конфессиональные рамки устройства общества в Леванте шиитская община на протяжении истории находилась в угнетенном положении при политическом доминировании суннитов. В XX веке с ростом самосознания этнических и религиозных общин в регионе шиитская община активно выходит на ближневосточную политическую арену, особенно после победы исламской революции в Иране. Крах Османской империи открыл возможности для усиления координации шиитских улемов Ливана, Ирака, Ирана. Приход к власти партии «БААС» в Ираке и суннита Саддама Хусейна не сразу смог воспрепятствовать разрастанию шиитской версии «исламского порядка», которая впоследствии нашла благоприятную почву в Иране, где пал светский режим шаха, а Иран стал оплотом той самой неджефской школы, соединяющей в себе все разработки иракских, иранских, ливанских и других шиитских улемов, пытающихся создать модель «идеального общества».
«Хезболлах» не отрицает своих особых связей и отношений с Исламской Республикой Иран, однако в ливанском политическом дискурсе руководители партии регулярно указывают на ливанский характер партии. Подобный «ливанский национализм» позволяет сохранять мобилизационные способности в условиях постоянной угрозы со стороны Израиля, обезопасить свой тыл в стране.
Читать дальше Реализация создания такого общества происходит постепенно путем разных вариаций и проб. Так, имам Муса ас-Садр создал важнейший шиитский орган в Ливане — Высший шиитский совет, отделив тем самым шиитскую общину от суннитской, дабы иметь больший потенциал для мобилизации собственных ресурсов. Какая бы ни была причина его исчезновения в ходе визита в Ливию, можно предположить, что его миссия была завершена. Для исполнения новой миссии требовались молодые и энергичные кадры, которые и стали практическими организаторами «Хезболлах». «Открытое письмо», излагавшее политическую платформу партии, было способом открыто заявить о себе в критическое для Ливана время в обстоятельствах гражданской войны и израильской интервенции.
Израиль в идеологии «Хезболлах» имеет особое положение. Еще имам Муса ас-Садр провозгласил Израиль «абсолютным злом», подготовив почву для военного сопротивления Израилю. Осознавая, что палестинский вопрос является ключевым для исламского мира, т.к. поднимается вопрос о принадлежности святых земель, имам Хомейни четко поставил цель — уничтожение Израиля любыми способами. Взяв на себя миссию уничтожения еврейского государства, руководство Ирана берет на себя миссионерскую должность, целью которой является объединение исламской уммы под руководством шиитской общины во главе с вали-е факих.
Длительная оккупация Израилем ливанских территорий способствовала легитимации «Хезболлах» как партизанского сопротивления. Израиль, или «сионистское образование» (аль-Кайан ас-Сухьюни), как он фигурирует в политической риторике «Хезболлах», занял особое место в идеологии партии в качестве основного врага ислама и исламской уммы. Освобождение Палестины и мусульманских святынь становится приоритетным направлением партии. «Хезболлах» появилась на политической арене Ближнего Востока с определенной и ясной целью — уничтожить сионистское государство.